В сегодняшнем материале мы познакомим с актами свидетельских показаний жителей во время оккупации гитлеровцами Ростовской области в годы Великой Отечественной войны.
Ради увековечивания памяти мирного населения Советского Союза, подвергшегося изгнанию и истреблению в годы Великой Отечественной войны, РАПСИ изучило архивные материалы, свидетельствующие о геноциде граждан СССР.
Акт
Составлен 14 февраля 1943 г.
Мы, нижеподписавшиеся, составили настоящий акт о нижеследующем.
С первого дня оккупации поселка Красный Городок города Новошахтинска гитлеровские головорезы расстреливали мирных советских граждан, издевались над попавшими в немецкий плен бойцами и командирами Красной Армии и зверски истребляли их. С июня 1942 г. по февраль 1943 г. немцы расстреляли десятки ни в чем неповинных советских граждан.
26 ноября 1942 г. гитлеровцы расстреляли гражданку Марунину Евгению Никифоровну за то, что она при появлении советских самолетов сказала: «Наши соколы летят». В январе 1943 г. фашисты расстреляли коммунистку Кононенко Таисию Ивановну, у которой осталось двое несовершеннолетних детей.
Немцы жестоко обращались с пленными красноармейцами и командирами Красной Армии, морили их голодом, избивали, живыми закапывали в землю.
Акт
Составлен 17 февраля 1943 г.
Мы, нижеподписавшиеся, составили настоящий акт о неслыханных злодеяниях, чинимых немецко-фашистскими оккупантами на конном заводе им. Первой Конной Армии Мечетинского района Ростовской области.
Отступая по натиском войск Красной Армии, гитлеровцы вымещали злобу на мирном населении.
11 января 1943 г. немцы расстреляли работников завода коммунистов Бойко Г. И. и Скрипниченко А. Д. за то, что они отказались эвакуировать в немецкий тыл награбленный фашистами скот – 6.000 голов овец, 1.600 голов крупного рогатого скота и более 200 лошадей. Перед расстрелом варвары подвергли Бойко и Скрипниченко неслыханным пыткам и истязаниям. Их скололи штыками, избили прикладами, а затем в упор расстреляли разрывными пулями. Чтобы скрыть следы преступления, гитлеровцы бросили трупы расстрелянных в колодец в двух-трех километрах от центральной усадьбы конного завода, где они были найдены местными жителями 14 февраля 1943 г.
Хозяйничая в селе Верхнем Хомутце Веселовского района Ростовской области, немецкие захватчики избивали всех непокорных, а жителей этого села Полякова и Осыко повесили. Их трупы не разрешали снимать в течение десяти дней.
Акт
Составлен 17 февраля 1943 г.
Мы, нижеподписавшиеся, капитан Галустьян Г. Г., старший лейтенант Годеоненко Г. К., жители села Некрасовки: Гордиенко Ф. Д., Коваленко С. П., составили настоящий акт о следующем.
Отступая из седа Некрасовки, немцы сожгли 116 домов. От пожара уцелело всего 16 домов. Спасти от огня ничего не удалось, так как за попытку тушить пожар расстреливали. Чтобы поиздеваться над мирными жителями, гитлеровцы вывели из подвалов разутыми и раздетыми всех женщин, мужчин и детей и держали их на морозе перед горевшими домами до тех пор, пока постройки не сгорели полностью.
Акт
Составлен 18 февраля 1943 г.
Мы, нижеподписавшиеся, капитан Галустьян Г. Г., старший лейтенант Годеоненко Г. К., Трубников В. М., Сенина М. Ф., составили настоящий акт о следующем.
В деревне Суженое Ростовской области немецкие оккупанты сожгли 75 домов, 42 дома подорвали гранатами и разрушили. Из 120 домов в деревне уцелело только три.
В сарае на окраине деревни фашисты устроили виселицы и казнили всех «непокорных». Вблизи от этого «черного сарая». В яме, приготовленной для парников, обнаружены четыре трупа.
(Военное издательство народного комиссариата обороны 1943 г. «Зверства немецко-фашистских захватчиков»)
Стилистика, орфография и пунктуация публикации сохранены



