Состоявшийся в течение 1990 года «парад суверенитетов» республик, входивших в состав РСФСР, породил нечеткость во взаимоотношениях этих республик и Центра. В каждой республике содержание понятия «суверенитет» наполняли разным содержанием. О том, как эта проблема была решена подписанием Федеративного договора рассказывает в сто пятьдесят восьмом материале своего тематического цикла юрист, кандидат исторических наук, депутат Государственной Думы первого созыва Александр Минжуренко.
Классическое определение категории «суверенитет» понимает под этим верховную власть государства над своей территорией и населением и независимость в принятии решений и проведении внешней политики. Другими словами — это самостоятельное и независимое государство.
Такое государство регулирует любые правовые отношения в обществе на своей территории, контролирует армию и правоохранительные органы. Однако, принимая декларации о суверенитете, подавляющая часть республик отмечала, что их республика остается в составе РСФСР. Следовательно, получалось некоторое подобие «двухуровневой» системы суверенитетов, чего в принципе не должно было быть. Суверенной могла быть только сама Российская Федерация.
Понятно, что необходимо было внести ясность в эту ситуацию и добиться внятного разграничения предметов ведения и полномочий внутри Федерации между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации. Собственно, именно этого республики и добивались, принимая свои декларации о суверенитете.
Подготовка такого Федеративного договора была закончена к ноябрю 1991 года, но подписать его в эти сроки не удалось. Многие республики были не удовлетворены объёмом своих полномочий в рамках РСФСР. Активизировались сепаратистские настроения. Татарстан, Башкирия, Якутия, Бурятия, Тува и Чечня вообще поднимали вопрос о выходе из состава РСФСР.
Татарстан, например, собрался переходить на собственную валюту и отказывался уплачивать налоги в общероссийский бюджет. Пришлось дорабатывать проект Договора с учетом мнений республик в сторону расширения их прав и полномочий. В названии и тексте Договора пришлось оставить и термин «суверенные республики».
31 марта 1992 года полномочные представители законодательных и исполнительных органов власти республик Российской Федерации в торжественной обстановке в Георгиевском зале Кремля, руководствуясь Декларацией о государственном суверенитете РСФСР, подписали «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации».
Это было необходимо для урегулирования конфликта между общероссийским законодательством и декларациями о государственном суверенитете республик в составе Российской Федерации. Специальным протоколом к договору оговаривалось, что республики должны были быть представлены в одной из палат высшего законодательного органа России не менее чем 50 процентами мест.
Не подписали Договор две республики: Татарстан и Чеченская республика (Ичкерия). Последняя из них уже взяла твердый курс на выход из РСФСР и установление полной независимости.
В Татарстане 21 марта 1992 года прошёл референдум о независимости Республики Татарстан. Более половины граждан республики, принявших участие в голосовании, положительно ответили на вопрос о том, согласны ли они, что Республика Татарстан является суверенным государством, субъектом международного права, строящим свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров.
От имени Федерации документ скрепили подписями Председатель Верховного Совета Российской Федерации Р.И. Хасбулатов и Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин.
В тот же день были подписаны «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации» и «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации».
Два последних Договора также были предназначены для разграничения предметов ведения Федерации и органов власти ее субъектов: краев, областей и автономий. Во всех трех самостоятельных Договорах был оговорен приоритет прав человека и гражданина независимо от национальной принадлежности и территории проживания, а также право народов на самоопределение в составе федеративного государства.
Таким образом, все три договора с разными субъектами Федерации и составили документ, который принято называть Федеративным договором. На тот момент он стал одним из основных источников конституционного права Российской Федерации в области регулирования федеративных отношений.
Появление этого акта было очень своевременным и важным для сохранения целостности Российской Федерации. Однако в литературе встречается и переоценка его значения. Так, Договор порой объявляют документом, заложенным в основу создания Российской Федерации и даже породившим это федеративное государство.
Это не совсем верно. Российская Федерация существовала и ранее, и она не распадалась, не прекращала свое существование. И потому она с подписанием Федеративного договора не стала «договорной федерацией».
Российская Федерация является конституционной, а не «договорной» федерацией, поскольку Конституция РФ имеет верховенство и высшую юридическую силу. Следовательно, Федеративный договор не является государствообразующим. Еще раз подчеркнем, что его сущность и содержание — разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ.
10 апреля 1992 года VI Съезд народных депутатов России одобрил подписанный Федеративный договор и постановил включить его содержание как составную часть в Конституцию РСФСР. Однако и после этого Федеративный договор продолжал существовать как самостоятельный конституционно-правовой акт.
С Татарстаном велись длительные переговоры на предмет присоединения республики к Федеративному договору. И Казани удалось добиться расширения своих прав.
15 февраля 1994 года президент РФ Борис Ельцин и президент Татарстана Минтимер Шаймиев подписали договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий». Документ дал региону исключительное право распоряжаться землей и ресурсами, создать систему госорганов, формировать бюджет, иметь свое гражданство и участвовать в международных отношениях.
Продолжение читайте на сайте 9 декабря



