Осенью 1861 года в Санкт-Петербург из Крыма вернулся император Александр II, отдохнувший, веселый, бодрый и, по словам историка И. Джаншиева, «счастливый тем особым и великим счастьем, которое дает лицам, располагающим судьбами народов, сознание исполненного долга и твердого выполнения завещанной историей, трудной, но благородной миссии». Это первая статья из серии публикаций про судебные реформы Александра II.
Возвышенное душевное состояние императора легко было понять, 19 февраля (3 марта) 1861 года он подписал революционный Манифест об отмене крепостного права, который освобождал крестьян от фактического рабства и даже наделял некоторыми гражданскими правами. Александр II строил новую Россию, и его первым великим делом стал слом старого крепостного строя жизни, державшегося только на насилии, произволе и беззаконии.
Сразу по возвращении в столицу государь пожелал узнать, как обстоят дела с судебной реформой. Надо сказать, что с середины 1840-х годов работы по судебному преобразованию находились в руках главноуправляющего II отделением императорской Канцелярии графа Д. Блудова. Российской империи требовалось полное переустройство старого тайного суда, насквозь зараженного чудовищной продажностью, абсолютным невежеством и бесконечной волокитой. Но граф Блудов советовался с судейским сообществом, которое не желало терять доходы и власть и предлагало второстепенные, технические улучшение, вроде отмены рукоприкладства, сокращения числа инстанций и т.п. Кстати, даже эти, по сути «паллиативные» предложения, вызывали противодействие со стороны министра юстиции графа В. Панина, считавшего «новшества» слишком смелыми и в обширной переписке с Блудовым отстаивавшего наследие «столетнего творчества» судейских.
Воцарение Александра II вдохнуло в российское общество новую энергию, в стране начался подъем политической, экономической, умственной жизни.
И даже, казалось бы, «прожженный» бюрократ Блудов смог вернуть себе былое имя прогрессиста. Под его руководством были подготовлены и представлены на рассмотрение в Государственный совет Устав гражданского судопроизводства, Положение о присяжных поверенных, Устав уголовного судопроизводства и Устав судоустройства.
Было предложено почти полностью отделить судебную власть от административной, уничтожить канцелярскую тайну, ввести адвокатуру, гласность, состязательность процесса, учредить сословие присяжных поверенных, устранить полицию от производства следствия, ввести обвинительную систему и институт защиты, уничтожить сословные суды, и многое другое.
Освобождение крестьян оказало как прямое, так и косвенное воздействие на преобразование судейского устройства. К примеру, вместо варварского помещичьего «суда» для крестьян требовалось учредить государственный суд. Александр II, ознакомившись с предложениями, одобрил их. В 1862 году Блудову минуло 77 лет, полноценно трудиться на поприще судебного переустройства ему было уже трудно, поэтому император привлек к завершению реформы группу молодых, талантливых юристов, которые быстро «разобрали» блудовские документы и определили направления их совершенствования и дополнения. В январе 1862 года было опубликовано высочайшее повеление императора, открывающее юристам законный доступ к европейскому судебной науке и опыту, которое до этого проникали в Россию практически контрабандой.
Александр II повелевал: «Изложить в общих чертах соображения государственной канцелярии и прикомандированных к ней юристов о тех главных началах, несомненное достоинство коих признано в настоящее время наукой и опытом европейских государств и по коим должны быть преобразованы судебные части в России».
Веря в здравый смысл русского народа, воспитательную силу правильных учреждений и истинные ценности русской культуры, сменившие Блудова юристы предложили учредить суд присяжных. В течение двух последующих лет была проделана громадная работа по подготовке обширного корпуса документов, жизненно необходимых для осуществления полноценной судебной реформы, прежде всего проектов Судебных уставов.
В 1863 году Александр II издал указ, в котором говорилось: «Рассмотрев сии проекты мы находим, что они вполне соответствуют желанию Нашему водворить в России суд, скорый, правый, милостивый, равный для всех подданных наших, возвысить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность и вообще утвердить в народе то уважение к закону, без коего невозможно общественное благосостояние и которое должно быть постоянным руководителем всех и каждого, от высшего до низшего».
Александр II 20 ноября 1864 года издал указ Правительствующему сенату, которым утверждались Устав гражданского судопроизводства, Устав уголовного судопроизводства, Учреждение судебных установлений, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями и Изменение судопроизводства в старых судебных местах. В результате реформы судебная власть отделилась от административной, суды обрели независимость, стали гласными, открытыми, появилась состязательность процесса.
Дела стали делить на гражданские и уголовные, судопроизводство – на предварительное и судебное. Устанавливались сроки судопроизводства, для мужчин отменили большинство варварских видов телесных наказаний: розги, плети, шпицрутены, палки, клейма. Для женщин отменили все виды таких наказаний.
Спустя несколько лет после введения в действие Судебных уставов профессор Московского университета Н. Соколов писал: «Суд, основанный на твердых началах, независимый от внешних и случайных влиянии и пользующийся общественным доверием, есть, без всякого сомнения одно из величайших благодеяний, которое только может доставить государство своему гражданину».
Андрей Кирхин
*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора