На протяжении многих веков русский народ принято описывать как один из самых покорных и пассивных. История показывает, что это обманчивый миф: в отличие от большинства европейских государств российский суверенитет образовался благодаря гражданской, народной инициативе. О том, как возник, возможно, главный русский праздничный день – в двадцать первом материале тематического цикла юриста, кандидата исторических наук, депутата Государственной Думы первого созыва Александра Минжуренко.


Положение Российского государства к лету 1610 года оказалось крайне тяжелым. Ни правительство царя Василия Шуйского, ни пришедшая ему на смену Семибоярщина не смогли взять под контроль ситуацию на территории страны и восстановить нормальное функционирование государственных институтов. 

Московские бояре, опасаясь захвата Москвы Лжедмитрием II, видели выход в передаче русского трона 15-летнему польскому королевичу Владиславу. Единственное, о чем просили они у будущего царя – это сохранить на Руси ее веру, а самому Владиславу принять православие. 

Но поляки, считая положение России безнадежным, куражились и ничего не обещали. А тут еще и сам польский король Сигизмунд III вдруг возжелал стать русским царем. Этот вариант был еще хуже, так как это было бы уже полным поглощением России Польшей, да и православие принимать Сигизмунд уж конечно бы не стал.

Летом 1610 года собравшийся в Москве Земский Собор избрал Владислава царем. В Москве и Новгороде от имени царя «Владислава Жигимонтовича» начали чеканить золотые и серебряные монеты. Затем Владислав заочно принял присягу московского правительства и москвичей на верность. Ему также отвезли все царские регалии, кроме короны. Семибоярщина же была на положении заложника и действовала по указаниям гетмана Гонсевского – командующего польским гарнизоном Кремля. 

Многим стало казаться, что российская государственность уже не возродится. Спасения ждать было не откуда. Только чудо могло спасти государство российское. И это чудо сотворил простой народ. Но вначале было Слово. И это слово сказал патриарх Московский и Всея Руси Гермоген.

В декабре 1610 года, узнав о замысле Сигизмунда стать русским царем, Гермоген обоснованно увидел в этом угрозу государственному суверенитету и православной церкви. И тогда патриарх, несмотря на угрозы со стороны поляков и увещевания бояр, освободил москвичей от присяги Владиславу, проклял его и короля. 

В течение месяца до конца января 1611 года Гермоген рассылал свои воззвания к россиянам. В них он писал: «Вы видите, как ваше Отечество расхищается, как ругаются над святыми иконами и храмами, как проливают кровь невинную… Бедствий, подобных нашим бедствиям, нигде не было, ни в каких книгах не найдёте вы подобного». Патриарх призвал русский народ постоять за православие и за Отечество.

И этот призыв был услышан. В Рязани, Калуге, в Нижнем Новгороде стало формироваться народное ополчение. Движение возглавили рязанский воевода Прокопий Ляпунов и атаман донских казаков Иван Заруцкий. Откликнулось много поволжских и сибирских городов. В марте 1611 года повстанцы соединились в районе Москвы и подошли к ее стенам. В столице в это время вспыхнуло восстание, которое было жестоко подавлено немецкими наемниками.

Бояре обвинили в восстании патриарха Гермогена и сами без Архиерейского собора лишили его патриаршества и заточили в подземелье Чудова монастыря. И уже оттуда Гермоген обратился с последним воззванием к народу, благословляя его на освободительную войну против иноземных захватчиков. В феврале 1612 года Гермоген умирает, не дожив до освобождения Москвы.

К маю 1611 года ополчение добилось больших успехов, заняв большую часть Москвы. Но затем при формировании новых органов власти и при планировании преобразований между повстанцами возник конфликт. Он объяснялся тем, что в ополчении были представлены разные социальные слои. 

Особо острые противоречия выявились между казаками и дворянами. Казаки настаивали на предоставлении им больших «вольностей», а дворяне вели себя как «государственники», то еесть выступали за укрепление государственных устоев и дисциплины. На этой почве не сложились отношения и у их лидеров - Ляпунова и атамана Заруцкого. 

В казачью среду были вброшены слухи о том, что Ляпунов замыслил якобы совсем ликвидировать казачью вольницу. Его вызвали в казачий круг 22 июля 1611 года и там зарубили. В ответ большинство дворян покинуло лагерь ополчения.

В первом ополчении действовал и зарайский воевода князь Дмитрий Пожарский. В боях в Москве он был тяжело ранен и его отвезли в Троицкий монастырь.

Летом 1611 года внешнеполитическая ситуация для России еще более ухудшилась. Новгородские бояре согласились на аннексию Швецией своей земли. Новгород был оккупирован шведами. После осады Смоленска королем Сигизмундом III, длившейся полтора года, город пал в связи с гибелью большинства его защитников.

В этих тяжелейших условиях в Нижнем Новгороде приступили к созданию нового народного ополчения. Инициатором движения стал земский староста Кузьма Минин. Его поддержали и городской совет, и воеводы с духовенством, и служилые люди. 

Было созвано большое народное собрание всех горожан, на котором выступил Минин с предложением собрать средства для формирования ополчения и обеспечения ратников всем необходимым оружием и снаряжением. Нижегородцы поддержали призыв своего старосты и приступили к сбору средств.

В другие регионы Кузьма Минин также рассылал свои послания, призывая народ к единению в борьбе против оккупантов. В посланиях говорилось: «…быти нам всем, православным христианам, в любви и в соединении и прежнего межусобства не счинати, и Московское государство от врагов наших… очищати неослабно до смерти своей, и грабежей и налогу православному христианству отнюдь не чинити…».

По своему социальному составу второе ополчение отличалось от первого тем, что здесь были представлены в основном посадские люди и крестьяне, т.е. что называется, простой народ. И это был залогом того, что в нем не появятся разлады и противоречия.

Командующим вторым ополчением был единодушно избран очень популярный в народе князь Дмитрий Пожарский, родовое имение которого находилось в Нижегородском уезде. Все хозяйственные дела и распоряжение средствами доверили Минину, известному всем своей честностью. Его уполномочили на это, присвоив ему звание «выборного человека всею землёю».

То, что народное движение было направлено не только на освобождение столицы от интервентов, а именно на восстановление государственности говорит деятельность его лидеров во время четырехмесячного нахождения ополчения в Ярославле. Там было создано правительство «Совет всей земли», работали «приказы», т.е. центральные ведомства. На всей контролируемой территории новой власти удалось добиться стабилизации положения и наведения порядка. 

Всевозможные казацкие и «воровские шайки» были ликвидированы, что привело к возрождению торгово-экономических связей между регионами. К ополченцам примыкало все более единомышленников из других земель, включая уездное дворянство.

Первые крупные сражения ополчение провело в сентябре 1612 года с войсками гетмана Ходкевича, следовавшего в Москву с огромным обозом для польского кремлевского гарнизона. 1 ноября штурмом был взят Китай-город. В результате побед ополченцев поляки в Кремле остались без продовольствия и в конце концов сдались.

Дата 4 ноября вполне заслуженно отмечается в России как День народного единства. В буквальном смысле из глубины народа, на народные деньги вышло ополчение, восстановившее независимость страны, возродившее русскую государственность и покончившее со Смутой. 

Продолжение читайте на сайте 4 апреля