История нашей литературы знает несколько удивительных судебных историй. Сегодня мы расскажем об уникальном для России «третейском суде», который состоялся 29 марта 1860 года.
Известные литературные критики Павел Анненков, Александр Дружинин, Степан Дудышкин и Александр Никитенко собрались рассудить литературный скандал, грозивший дуэлью.
Писатель Иван Александрович Гончаров, автор будущего литературного шедевра – романа «Обломов» (откуда и пошло слово «обломовщина») − обвинил в плагиате самого Ивана Сергеевич Тургенева, одного из самых значимых русских писателей XIX века.
Надо сказать, что писатели долгое время дружили, несмотря на сословную разницу: Гончаров происходил из купцов, а Тургенев – из дворян.
Литераторы общались, переписывались, совместно посещали творческие вечера, раскрывали планы будущих произведений, зачитывали отрывки из находящихся в работе романов. Насколько искренней была дружба, сказать невозможно, дело в том, что Гончаров служил цензором, а с ними писатели, естественно, предпочитали не ссориться.
В своем автобиографическом произведении «Необыкновенная история», посвященном отношениям российских писателей в 1840 - 1870-е годы, Иван Гончаров писал: «Еще с 1855 года я стал замечать какое-то усиленное внимание ко мне со стороны Тургенева».
Однажды беседуя с Тургеневым, Гончаров поделился с ним идеям нового романа, раскрыв детально характеры героев, сюжетную линию и даже описав эпизоды.
И вот зимой 1858 года Тургенев позвал к себе друзей на чтение вслух своего нового произведения «Дворянское гнездо». Интересно, что Гончаров к началу не пришел, а когда появился, то сказал, что почему-то в этот раз его не пригласили. На что Тургенев удивленно возразил, что звали всех. Когда чтение романа продолжилось, Иван Александрович возмутился сходством со своим творением, который он несколько лет назад читал Тургеневу. Гончарову становится понятна причина, по которой его не пригласили для прослушивания романа, и в узком литературном кругу он требует вымарать из романа несколько сцен, идея которых якобы принадлежит ему.
Тургенев признает, что некое сходство наличествует, и заявляет о готовности выполнить требование, исключив из романа некоторые сцены. Гончаров же, вернувшись домой, убирает из своего романа объемную главу, которую, по его мнению, заимствовал Тургенев. И с того момента Иван Александрович стал искать в книгах Ивана Сергеевича плагиат.
После публикации романа «Накануне» Иван Александрович публично обвиняет Тургенева в воровстве своих характерных персонажей и сюжетов. После обмена письмами оскорбленный Тургенев предлагает на выбор либо третейский суд, либо дуэль.
В известный день литературные критики, ставшие третейскими «судьями», разобрав произведения и саму ситуацию, приходят к следующему вердикту: плагиата нет, а наличествуют незначительные совпадения «в некоторых мыслях и выражениях», ибо «произведения Тургенева и Гончарова, как возникшие на одной и той же русской почве, должны были тем самым иметь несколько схожих положений, случайно совпадать в некоторых мыслях и выражениях, что оправдывает и извиняет обе стороны».
Гончаров был вполне удовлетворен вердиктом, но Тургенев возмутился решением суда и прекратил взаимоотношения с бывшим другом.
Боясь, что величие Тургенева как писателя заставит поверить в то, что Гончаров украл у него, а не наоборот, Иван Александрович написал в «Необыкновенной истории»: «Завещаю - моим наследникам и вообще всем тем, в чьи руки и в чье распоряжение поступит эта рукопись, заимствовать из нее и огласить что окажется необходимым <...> в таком только случае, если через Тургенева, или через других в печати возникнет и утвердится убеждение (основанное на сходстве моих романов с романами как Тургенева, так и иностранных романистов), что не они у меня, а я заимствовал у них - и вообще, что я шел по чужим следам!»
Андрей Голик
*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора