Появление Судебника 1497 года стало важнейшим шагом к созданию централизованной государственной власти на Руси. Об историческом значении и содержании этого правового документа, определившего дальнейший пусть развития государства и общества, а также опередившего культурную эволюцию Западной Европы – в пятнадцатом материале тематического цикла юриста, кандидата исторических наук, депутата Государственной Думы первого созыва Александра Минжуренко.
К концу периода княжения Ивана III (1462-1505 гг) мы можем говорить о почти полном объединении русских земель и княжеств. Однако «единое» государство и «централизованное» - это не одно и то же, данные два термина – не синонимы.
Да, большинство русских княжеств признало Москву своим центром, но довольно часто такое признание выглядело номинальным. В некоторых случаях удельные князья в договорах с Москвой лишь указывали, что отныне они считают московского князя своим «старшим братом». И всё. Это означало, что они продолжают практически полностью управлять своими княжествами, но в случае большой войны они обязуются прийти со своим войском на помощь «старшему брату». Этим, собственно, и ограничивались порой все обязательства некоторых присоединенных к Москве княжеств.
Следовательно, до по-настоящему централизованного государства было еще далеко. Эта сложнейшая и трудная работа в основном выпадет на долю уже Ивана IV. Но начало долгому процессу положил Иван III. И самое важное, что он сделал в этом плане – это создание кодекса норм права для всех, вошедших в состав Московского княжества земель. Это было весьма актуальным для формирования в будущем уже действительно централизованного государства.
В 1497 году состоялось принятие Судебника - единого свода законов, регламентирующего основные вопросы правопорядка нового русского государства. Принял этот документ сам Иван III вместе со своими сыновьями и членами Боярской Думы.
Естественно за основу Судебника были взяты все предыдущие источники, начиная с Пространной редакции Русской Правды. Это было и «Правосудие митрополичье» и московская Уставная губная грамота середины XV века, Псковская судная грамота и другие памятники права.
Судебник устанавливал единообразное судоустройство и судопроизводство. Суды были нескольких видов: суд великого князя, суд боярский и суд наместнический. Отдельно существовал и святительский суд, которому было подсудно духовенство и все лица церковного ведомства.
Судьям категорически запрещалось брать «посулы» от сторон. Дело в том, что ранее «посулы» были широко распространены и появились они первоначально как вознаграждение судье за объективное и прилежное разбирательство дела. Но со временем эти «посулы» во многих случаях переродились в настоящие взятки.
В Судебнике вводится понятие «лихого человека», т.е. того лица, которое уже до рассматриваемого дела совершало преступления. В этом случае «лихой человек» подлежал казни, независимо от тяжести последнего преступления: «А будет ведомый лихой человек, и того велети казнити смертной казнию».
Отрегулированы были в Судебнике вопросы превращения свободного человека в холопы. Этот процесс значительно осложнялся явно в целях исключения здесь произвола феодалов. Интересным представляется статья о бежавших из татарского или другого плена холопах: «такой холоп свободен, а старому государю не холоп».
Помимо систематизации уже существовавших в других источниках норм права в Судебнике есть и нововведения. Из них необходимо отметить юридическое оформление нового вида феодального землевладения – поместья. Данное новшество имело существенные последствия, отразившиеся на всем процессе дальнейшего государственного строительства.
Поместье – это не вотчина, которой в период Древнерусского государства князь наделял дружинников. Напомним, что вотчина передавалась в наследственную собственность и тем самым порождала материальную независимость вотчинников от князя. А эта независимость, в свою очередь, сказалась на целостности государства, т.е. способствовала его раздроблению.
Можно сказать, что московские князья учли ошибки киевских князей и стали наделять своих служилых людей земельными угодьями, не передавая их в собственность. Это было условное землевладение на условиях службы и на время службы. Тем самым новый вид землевладельцев – дворяне или помещики - были крепко привязаны к трону и верно служили монарху. В дальнейшем именно это сословие сыграет решающую роль в создании централизованного государства и на долгое время станет его опорой.
Земельные имения передавались помещикам вместе с находившимися там крестьянскими деревнями. Крестьяне таких деревень несли все феодальные повинности в пользу своего дворянина-землевладельца. Эти крестьянские оброки были и платой дворянину за службу, и средствами для содержания его семьи. За полученное от князя поместье служилый человек должен был по первому зову государя явиться к нему «конно, людно и оружно».
Судебник Ивана III в исследовательской литературе обычно называют законом, с которого началось оформление крепостного права. Действительно, в ст. 57 говорится «О крестьянском отказе», т.е. о праве крестьян на переход от одного землевладельца к другому.
Сроки такого перехода устанавливались в соответствии с естественными условиями ведения сельского хозяйства, т.е. тогда, когда все сезонные работы хозяйственного цикла полностью заканчивались: неделя до Юрьева, дня 26 ноября, и неделя после него. К этому времени крестьянин собирал урожай, обмолачивал хлеб, завершал все другие работы и мог рассчитаться по своим обязательствам с государством и землевладельцем.
Таким образом государство урегулировало данный вопрос в интересах феодалов, отвечая на их жалобы по поводу случаев ухода крестьян в разгар сезона, т.е. в период страды, а с другой стороны – закрепило право крестьян на такой уход.
За пользование землей в течение четырех лет крестьянин должен был уплатить землевладельцу «пожилое» в полном объеме: в лесистой местности полтину, в степной – один рубль. Соответственно, за один год проживания он платил четверть «пожилого», за два – половину.
В Судебнике также утверждался принцип частной собственности, были упорядочены права наследования. В главах о поземельном владении был детально оговорен порядок проведения меж между владениями и установки изгородей. За нарушение межи или повреждение изгороди устанавливались суровые наказания. Эта мера вводилась в целях ограничения произвола землевладельцев.
Подчеркнем, что значение Судебника не столько в его нововведениях, сколько в самом факте принятия единого свода законов для всех русских земель, объединившихся в одно государство. Единое государство – единое право – единообразие его применения.
Заметим, что в этом отношении Русь даже опередила государства Западной Европы. В конце XV века ни в Англии, ни в Германии, ни во Франции еще не существовало сводов уголовных законов.
Продолжение читайте на сайте 21 февраля