По распоряжению российского императора Петра Великого указом Cената от 28 января (8 февраля) 1724 года была создана Академия художеств и наук в Санкт-Петербурге. Ныне это Российская Академия Наук, воссозданная в 1991 году в статусе высшего научного учреждения страны. В 1999 году указом Президента Российской Федерации 8 февраля был установлен Днем российской науки.

«Здание Президиума Российской академии наук для пришедших в него впервые напоминает художественную галерею. Кругом портреты и скульптуры, каждый из персонажей – знаковая фигура для отечественной науки. Подписание соглашений и визиты важных гостей традиционно сопровождаются фотографией на фоне стены с двумя рядами одноформатных портретов, добавляющих к восприятию галереи элемент присутствия в храме науки», - вспоминает экс-президент РАН, академик Александр Сергеев.

В торжественности момента многие стесняются полюбопытствовать об именах и причине строгого, почти канонического облика и расположения фигур, так не свойственных стилю разнообразно одухотворенного представления деятелей науки. Сотрудники президиума объясняют, что это парадные портреты первых президентов Российской императорской академии наук. Перечисление имен первого ряда напоминает о том, Академия наук, образованная указом Петра в 1724 году, закладывалась сначала трудами европейских ученых, приглашенных в Россию из разных стран и нашедших здесь вторую родину, заметил академик.

Какой Академия была в самом начале своей жизни?

Ее первым главой (с 1725 по 1733 гг.) был назначен медик Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост, сын знаменитого российского лейб-медика Лаврентия Алферьевича Блюментроста. Л.Л. Блюментрост получил хорошее домашнее образование, закончил московскую гимназию Иоганна Эрнста Глюка, учился в нескольких европейских университетах и в 1713 году в Лейдене защитил диссертацию, став доктором медицины. Российский император поручил ему подготовку «Проекта положения об учреждении Академии наук», который был разработан к началу 1724 года, представлен Петру I и одобрен на заседании Правительствующего Сената.

В первом составе РАН были одни иностранцы. В 1725 году в Петербург начали прибывать из-за границы первые академики: математики Я. Герман и Х. Гольдбах, физик Г.Б. Бильфингер, физиолог Д. Бернулли, медик И.Г. Дювернуа; в 1726 г. – астроном Ж.-Н. Делиль, историк Г.З. Байер и другие.

Блюментрост заложил основы организационного устройства Академии. Основные усилия на посту президента он направил на создание академической типографии.

Позднее из бывшей Синодальной типографии в Академическую типографию была передана часть оборудования – «два стана и шрифты – русской гражданской печати, немецкий и латинский» и часть персонала.

После Блюментроста Академию на короткое время возглавил барон Герман Карл фон Кейзерлинг. С его именем связана одна музыкальная легенда. Якобы именно он заказал великому композитору Иоганну Себастьяну Баху написать произведения для клавира, ставшие знаменитыми под названием «Вариации Гольдберга».

При третьем президенте Академии (1734 г -1740 гг.) Иоганне Альбрехте фон Корфе были учреждены первые академические объединения - Математическая конференция и Географический департамент, появился институт иностранных членов Академии. По его распоряжению была опубликована «Ода на взятие Хотина» Михаила Ломоносова.

Четвертый руководитель Академии (1740 – 1741 гг.), Карл фон Бреверн происходил из известной семьи, его отец Герман фон Бреверн в свое время был приглашен Петром I в Санкт-Петербург и назначен вице-президентом Юстиц-коллегии. Семейство Бревернов славилось благородством и неподкупностью и на протяжении нескольких поколений обладало исключительно доброй репутацией, что был вынужден отметить даже известный своим злоязычием российский историк Петр Долгоруков.

Сегодня Академия наук переживает не самые лучшие времена. Но славное имя отечественной академической науки все еще вызывает во всем мире глубокое уважение. Хочется верить, что так будет всегда. С Днем российской, в том числе и юридической науки!

Андрей Голик


*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора