Генеалогию русского законодательства можно возвести к византийскому и даже древнеримскому. О том как создавались первые законы Древней Руси и какую роль сыграло сотрудничество с более развитыми на тот момент государствами – в шестом материале тематического цикла юриста, кандидата исторических наук, депутата Государственной Думы первого созыва Александра Минжуренко.


Во время «Великого переселения народов» в результате нашествия германских племен в Европу была сокрушена Западная Римская империя. Варварские племена вандалов, гуннов, готов и другие еще не достигли столь высокой степени развития, чтобы оценить все трофеи, доставшиеся им: культурные ценности и прежде всего высокоразвитое римское право. 

Воспользоваться всем тем, что наработали римские законодатели и правоведы за века существования Римской республики и Римской империи варвары просто не могли. У них еще не сложились в обществе настолько многообразные и сложные отношения, которые бы требовали урегулирования высокоразвитым римским правом. 

Иначе говоря, германские племена не испытывали потребности в таком тонком правовом инструментарии. Поэтому они и отринули, растоптали и уничтожили документы и источники, содержащие положения римского права. А сами потом начали с нуля, создав весьма примитивные «варварские правды» (Салическая, Рипуарская, Бургундская), представлявшие собой записи древнейшего «обычного права». 

И только потом, намного позднее они стали постепенно понимать, что они потеряли и не оценили в свое время. Тогда начинаются поиски фрагментов сохранившихся источников римского права, их изучение и «рецепция», т.е. заимствование оттуда положений при создании своих законов и правовых систем.

Русскому государству тоже пришлось соприкоснуться с Римской империей и Римским правом. Напомним, что эта империя в 395 году разделилась на Западную и Восточную со столицей в Константинополе, которую мы привыкли называть Византией. Отсюда у русских появилась возможность заимствовать самое высокоразвитое право у «живой» и действующей Восточной Римской империи, которая после гибели Западной империи в 476 году еще много преуспела к X веку в совершенствовании и кодификации своего права.  

Первым юридическим документом Древнерусского государства, дошедшим до нас, является Договор Олега с греками – 911 г. В этом памятнике права и произошла встреча нарождающегося русского писаного права с римским. Здесь мы видим безусловно позитивное влияние византийского права на только еще складывающиеся представления русских о писаном праве. Можно считать, что тесное общение и сотрудничество во многих сферах с высокоразвитым обществом Восточной Римской империи сыграло большую роль в становлении русского законодательства.

Данный Договор явился в известном смысле качественным скачком для развития древнерусского права. По тексту Договора видно, что над ним работали римские правоведы и составили его в соответствии с византийскими договорными формами IX-X веков, но в этом же тексте мы узнаем и нормы обычного русского права, «закона русского», т.е. это был своеобразный синтез правовых культур, находящихся на разных уровнях развития. А совместная работа над данным документом стала хорошей школой для русских «законников» и государственных деятелей.

Ошибочно считать, что этот договор регулировал лишь межгосударственные и торговые отношения между двумя странами. Нет, этот документ намного шире. Он ведь кроме фиксации мирных отношений между Русью и Византией был вызван во многом потребностью урегулировать отношения между русскими купцами, византийскими властями и частными лицами. 

Купцы же многие месяцы находились в Византии по своим торговым делам и у них могли там возникать различные проблемы. И Русское государство вполне логично озаботилась защитой прав своих одноплеменников за рубежом. Поэтому Договор регулировал и уголовные, и гражданские отношения между греками и русскими. 

Так, например, из «русского закона» в договоре значилось «…ежели вор при поимке во время сопротивления был убит, то хозяин возвращал себе только украденное вором; но ежели вор был связан и представлен на суд, то должен был возвратить и то, что он украл, и сверх того заплатить хозяину тройную цену украденного». 

Последнее положение о тройной цене сверх украденного было включено по настоянию византийцев, это их норма. Из этой статьи мы видим, что Русское государство уже не поощряет самосуды, а настаивает на решении вопроса путем суда над преступником. Самовольная расправа с преступником влечёт материальные утраты для того, кто совершил самосуд: он не получает тройной цены от украденного.

Данный Договор был большим достижением Древнерусского государства. В нем были оговорены различные существенные привилегии русских купцов, находившихся на территории Византии. 

Так, прежнее византийское «береговое право», позволявшее присваивать местным жителям выброшенные на берег в результате крушения судна и имущество на них, на русских теперь не распространялось. Напротив, для русских купцов здесь вводилось совсем другое положение: выброшенные на берег русские корабли должны были ремонтироваться за счет Византии, а пострадавших русских купцов спасали и оказывали им всю необходимую помощь. 

Огромным плюсом было и то, что русским купцам разрешалось торговать в империи не уплачивая пошлины. Кроме того, они могли находиться в Константинополе по своим делам до полугода, а византийское правительство обеспечивало их жильем и складскими помещениями за свой счет.

Затем в 945 году был заключен аналогичный договор с Византией князя Игоря Святославича. Из новелл этого договора стоит назвать положение, согласно которому каждый русский купец, прибывающий в Византию, должен был иметь грамоту от своего князя. А в случае, если грек обидит русского человека, то он подлежал выдаче византийским властям, которые и наказывали его по своим законам. 

К первым законодательным актам Древней Руси относится и Устав «о судех церковных и десятине» князя Владимира Святославича. Согласно этому закону, князь в пользу церкви передавал десятую часть всех судебных и торговых пошлин. Здесь также утверждалось положение и о церковном суде, которому подлежали все преступления и тяжбы по делам семейным, дела по наследству, опеке, дела об оскорбителях церкви и все дела, касавшиеся людей, состоявших в ведомстве церкви. 

В качестве образца явно взят греческий Номоканон, но это не копирование, так как в Уставе Владимира много и отличий от византийского варианта. Интересно, что по этому акту в состав и светского суда вводился митрополит или его представитель, которые оценивали суть дела с точки зрения христианского учения.

Таким образом, русские законодатели, опираясь на самые передовые образцы римского права и заимствуя оттуда многие положения, делали первые шаги по созданию своих писаных законов, перерабатывая и адаптируя законы Византии применительно к своему государству, к менталитету и уровню правового сознания князей и народа.


Продолжение читайте на сайте 13 декабря