Поход на Киев Вещего Олега в летописи сопровождает приписка «со всей Русью». Современные исторические исследования позволяют заново поднять вопрос, кого именно тогда называли «русью». Если признать это понятие не существительным, а определением, то следует пересмотреть и такой важнейший правовой вопрос как суть общественно-политического строя Древней Руси. 

Продолжение глубокой разработки темы образования Древнерусского государства – во втором материале тематического цикла юриста, кандидата исторических наук, депутата Государственной Думы первого созыва Александра Минжуренко.


В 879 году князь Рюрик умирает. После него остается его малолетний сын Игорь. Опекуном при нем и главой дружины выступает Олег – один из старших дружинников и, возможно, родственник Рюрика.

В 882 году Олег, получивший прозвище Вещий, двинулся на Киев со всей дружиной («со всей Русью») и с присоединившимися к ним новгородскими добровольцами из местных племен: словен, кривичей, меря, весь, чудь.  Кстати, о названии складывавшегося государства. В летописи мы читаем, что посланцы от Новгорода в 862 году отправились «за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти». 

Надо отметить, что к описываемому времени у наших предков не было общего названия, это были отдельные племена: словене, кривичи, вятичи, древляне, поляне и др. В литературе говорится о том, что эти племена уже сложились в то, что мы называем «народностью». Наверное, можно так называть этот конгломерат племен, но надо помнить, что контакты между племенами и связи между ними были еще очень слабыми. 

Единственным мобильным элементом общества, циркулирующим между племенами, были купцы. Однако, по причине господства натурального хозяйства и минимального развития товарно-денежных отношений вообще, люди в таких связях и не нуждались.  Да и купцы в основном перемещались по большим дорогам, не заглядывая в «глубинку». Отсюда знаний о соседних, а тем более отдаленных племенах, у крестьян было крайне мало.

Таким образом, местное славянское население еще пока никак нельзя называть общим именем и тем более «русским». Русскими были только пришельцы – варяги: именно «русью» называлось их племя. А то, что они были из норманнов – т.е. из скандинавских народностей – говорит много источников. Так, немного забегая вперед, назовем состав делегации князя Олега в Византию в 911 году для заключения с ней договора. В эту делегацию входили Карл, Инегелд, Фарлоф, Вельмуд, Рулав, Гуды, Руалд, Кари, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид. Вот это и были настоящими русскими. А все местные продолжали называть себя полянами, древлянами и т.д.

Следуя из Новгорода на юг, варяги захватили Смоленск и Любеч, а затем и Киев. Этот город и стал резиденцией князя Олега, т.е. столицей нового государства. А так как во главе этого государства стояли руссы, то первыми, и прежде всего именно иностранцы, стали называть это государство «русским» - по имени господствующей группы. Отсюда и некоторое своеобразие в названии нашей национальности, которая, играя роль имени существительного, внешне выглядит определением, т.е. как бы отвечает на вопрос: «а ты чей?»

Новгород, сохранивший высокую степень самостоятельности и автономии, считался вторым центром государства, протянувшегося полосой от Новгорода до Черного моря. География Древнерусского государства полностью совпадала с большим торговым путем «из варяг в греки», т.е. с севера – от Балтики и до Черного моря – до Византии. И это было очень важно для становления, укрепления и экономического развития молодого государства.

Древнерусское государство в литературе принято называть «раннефеодальной монархией». С трудом можно согласиться с тем, что так можно называть данное государство в первые периоды его существования, ибо никакого феодализма пока еще не было. 

Феодализм – это власть земли. В чем суть этой социально-экономической формации? Когда вся земля или большая ее часть переходит в частную собственность, то все живущие на ней крестьяне обязываются платить собственнику земли – феодалу – оброк и выполнять другие феодальные повинности, т.е. лишь на такой материальной и правовой основе появляются феодальные отношения. 

Но ни в Новгороде при Рюрике, ни в Киеве при князьях Олеге, Игоре, княгине Ольге, князе Святославе еще не практиковалась широко раздача земли в частную собственность. Следовательно, все возделываемые крестьянами угодья полностью принадлежали крестьянским общинам. Соответственно, никаких феодальных отношений пока не было. По бытующему выражению: дружина еще «не осела на землю». Вот когда «осядет», тогда мы и будем констатировать начало феодализма.

Добавим к тому же, что крестьяне были совершенно свободными людьми. В общинах царило абсолютное самоуправление. Именно это время сохранилось в памяти крестьян как некий «золотой век», при котором у крестьян была и земля, и воля. Отражая настроения и мечты крепостного крестьянства так и называлась одна из первых народнических революционных организаций в России, появившаяся в 1861 году – «Земля и воля».

Однако с появлением князя крестьяне стали уплачивать ему дань. Какова природа таких сборов с населения? В этом явлении мы, при желании, можем усмотреть первые признаки появления зачаточных феодальных отношений. Князь, якобы, являлся собственником всей земли – пусть номинальным – и крестьяне ему платили подобие оброка. 

Но достаточного подтверждения этой сугубо теоретической, т.е. умозрительной версии мы в источниках не находим. Крестьяне считали общинную землю своей собственностью, а князь до поры никак не обозначал своих притязаний на землю именно как свою собственность. 

Более убедительным представляется следующая трактовка: население платило князю дань на содержание его самого и его дружины, а он за это обеспечивал внешнюю безопасность этого населения. Именно так выглядела плата князю в новгородский период, и ее сущность не изменилась и позднее. 

Следовательно, дань, взимаемая с крестьян в период становления Русского государства, больше походила на плату наёмным воинам, чем на выплату феодального оброка. Это подтверждается тем, что местные жители долгое время считали дружинников-варягов пришельцами («находниками»), которые никаких прав на землю не имеют. Со временем дань стала даже больше походить на государственный налог, уплачиваемый населением на содержание армии и аппарата управления. 


Продолжение читайте на сайте 15 ноября