Ради увековечивания памяти мирного населения Советского Союза, подвергшегося изгнанию и истреблению в годы Великой Отечественной войны, РАПСИ изучило архивные материалы, свидетельствующие о геноциде граждан СССР.


Нюрнберг. 22 февраля. (ТАСС). На утреннем заседании трибунала 22 февраля представитель советского обвинения тов. Рагинский продолжал представлять документальные доказательства виновности подсудимых в разрушении советских городов и сел, промышленных предприятий, транспорта и связи.

- Мы представляем доказательства того, говорит обвинитель, что разрушение городов и сел производилось не в силу тех или иных случайностей войны или военной необходимости. Мы доказываем, что преднамеренные разрушения производились в соответствии с тщательно разработанным планом гитлеровского правительства и приказами германского военного командования, что разрушение сел и городов, промышленности и транспорта являлось составной частью общего заговора.

Всюду, где побывали немецко-фашистские захватчики, они несли смерть и разрушения. В огне пожаров гибли ценнейшие машины, созданные человеческим гением, взрывались фабричные и жилые здания. Гибли люди, особенно старики, женщины и дети. Они оставались без крова, лишенные средств существования. 

Обвинитель цитирует выдержку из ноты Народного Комиссара иностранных Дел СССР В. М. Молотова от 6 января 1942 года, в которой приводится приказ по 512-му немецкому пехотному полку, подписанный полковником Шитниг. «Зона, подлежащая, смотря по обстоятельствам, эвакуации, - говорится в приказе, - должна представить собою после отхода войск пустыню…».

Так же, как и разрушение населенных пунктов, преднамеренно и обдуманно разрушались заводы и фабрики, электростанции и шахты. В подтверждение этого обвинитель ссылается на сообщение Чрезвычайной Государственной Комиссии, в котором приводится секретная инструкция хозяйственного руководителя группы южных германских армий от 2 сентября 1943 года. В этой инструкции армейским руководителям хозяйственных команд предписывается производить полное разрушение промышленных предприятий, причем особо подчеркивалось, что «разрушения следует произвести не в последний момент, когда войска будут вести уже бои или отступать, а своевременно».

Такие приказы исходили от германского верховного командования. Обвинитель ссылается на ноту Народного Комиссара Иностранных Дел СССР тов. Молотова от 27 апреля 1942 года, в которой излагаются факты преднамеренного разрушения и уничтожения советских городов и сел, а также приводятся различные приказы по немецким воинским частям, требующие последовательно уничтожать советские населенные пункты. Обвинитель оглашает приказ Гитлера от 3 января 1942 года, в котором, в частности, предписывается, что «если все же по приказу вышестоящего начальства данный пункт должен быть нами оставлен, необходимо все сжигать дотла, печи взрывать».

В своей речи 30 января 1942 года Гитлер заявил: «Там, где русским удалось прорваться и где они думали, что вновь заняли населенные пункты, этих населенных пунктов уже нет: там одни развалины».

Отступая под ударами Красной Армии с Кубани, говорит обвинитель, германское верховное командование разработало подробный план операции, носящий название «движение Кримгильды», в котором целый раздел занимал план разрушения. Этот план указывал, что противник на Кубани «должен получить совершенно негодную на долгое время, незаселенную, пустынную землю, где в течение месяцев будут происходить взрывы мин».

Указания об аналогичных приказах имеются и в ряде других документов. Франк записал в своем дневнике: «Важным является то, что войскам был дан приказ оставлять русским лишь сожженную землю».

Разрушение мирных городов и сел не только планировалось и совершалось преднамеренно и с исключительной беспощадностью, но производилось специальными отрядами, созданными для этой цели германским командованием.

В сообщении Чрезвычайной Государственной Комиссии «О злодеяниях немецко-фашистских захватчиков в городе Орле и Орловской области» говорится: «В бешеной злобе против советского народа, вызванной поражением на фронте, командующий второй немецкой танковой армией генерал Шмидт и командовавший Орловским административным округом военный комендант города генерал-майор Гаманн создали специальные отряды подрывников для разрушения городов, сел и колхозов Орловской области. Эти команды громил и поджигателей уничтожали все на пути своего отступления. Они разрушали памятники культуры и искусства русского народа, жгли города, села и деревни». 

Далее обвинитель оглашает показания военнопленного ефрейтора 597 пехотного полка 306 дивизии германской армии Фергольц Германа, который «действовал» в составе команд подрывников и принимал участие в поджоге и взрыве государственных учреждений и жилых домов в городе Сталино.

Блокада Ленинграда

В злодейских замыслах фашистских заговорщиков, продолжает обвинитель, особое место занимало разрушение крупнейших городов Советского Союза, в частности, Москвы и Ленинграда. Гитлеровцы, опьяненные первыми военными успехами, разрабатывали безумные планы уничтожения дорогих советским людям крупнейших культурных и промышленных центров. Гитлеровцы готовили для этой цели специальные зондеркоманды. В их приказах не раз встречались выражения: «сравнять с землей» или «снести с лица земли». Обвинитель ссылается на секретную директиву военно-морского штаба от 22 сентября 1941 года, озаглавленную «Будущность города Петербурга». В этой директиве указывается, что Гитлер решил стереть город Ленинград с лица земли и что с этой целью предложено блокировать город и обстреливать его из артиллерии всех калибров и беспрерывно бомбардировать с воздуха. В этой директиве указывается, что она исходит не только от военно-морского штаба, но и верховного командования вооруженных сил.

Свои преступные замыслы по разрушению Ленинграда гитлеровские заговорщики начали осуществлять с беспримерной жестокостью.

В докладе Ленинградской городской комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских оккупантов подробно описаны чудовищные преступления гитлеровцев.

В этом докладе говорится, что «в результате варварских действий немецко-фашистских захватчиков в Ленинграде и его пригородах полностью разрушено 8.961 здание хозяйственного назначения и частично разрушено 5.869 зданий. Полностью уничтожено 20.627 жилых зданий и частично разрушено 8.788 зданий. Полностью уничтожено 295 зданий культурно-бытового назначения и частично разрушено 1.629 зданий. Полностью уничтожено 6 и частично разрушено 66 зданий религиозных культов. Гитлеровцами уничтожено, разрушено и повреждено разного рода сооружений более чем на 718 миллионов рублей и более чем на 1.043 миллиона рублей промышленного оборудования, сельскохозяйственных машин и орудий».

Фельдфебель Фриц Кепке, командир второго орудия 2-й батареи 2 дивизиона 910 артиллерийского полка, заявил: «Для обстрела Ленинграда на батареях имелся специальный запас боеприпасов, отпускавшихся в неограниченном количестве».

Обвинитель переходит к разделу обвинения об уничтожении гитлеровцами населенных пунктов под видом борьбы с партизанами.

Прикрываясь лживой ссылкой на борьбу с партизанами, германское военное командование снаряжало заранее подготовленные отряды и команды, которые сжигали и взрывали десятки тысяч сел, деревень и других населенных пунктов на оккупированных территориях СССР.

Статистика разрушений

Особое место в обвинительных материалах, представляемых трибуналу тов. Рагинским, занимает раздел о разрушении сел, городов, промышленности и транспорта на территории Советского Союза. Обвинитель оглашает итоговые данные о немецких преступлениях в СССР, установленных Чрезвычайной Государственной Комиссией.

- Немецко-фашистские захватчики, - говорит он, - полностью или частично разрушили и сожгли 1.710 городов и более 70 тысяч сел и деревень. Они сожгли и разрушили свыше 6 миллионов зданий и лишили крова около 25 миллионов человек. Среди разрушенных и наиболее пострадавших городов – крупнейшие промышленные и культурные центры: Сталинград, Севастополь, Ленинград, Новгород, Минск, Смоленск, Воронеж, Ростов-на-Дону и многие другие.

Немецко-фашистские захватчики разрушили 31.850 промышленных предприятий, на которых было занято около 4 миллионов рабочих.

Гитлеровцы разрушили 36 тысяч почтово-телеграфных учреждений, телефонных станций и других предприятий связи.

В период оккупации части территории Советского Союза и в особенности при своем отступлении немецко-фашистские захватчики причинили большой ущерб железным дорогам, водному транспорту. Они разрушили 479 портово-пристанских хозяйств, 89 судостроительных верфей и т. д. 

Отступая под натиском Красной Армии, немецкие войска подорвали и разрушили 91 тыс. километров шоссейных дорог и 90 тыс. дорожных мостов общей протяженностью 930 километров.

После выступления обвинителя Рагинского демонстрируется документальный фильм о разрушениях, произведенных немцами на территории Советского Союза.

(Известия, 23 февраля 1946 г.)


*Стилистика, орфография и пунктуация публикации сохранены