Ради увековечивания памяти мирного населения Советского Союза, подвергшегося изгнанию и истреблению в годы Великой Отечественной войны, РАПСИ изучило архивные материалы, свидетельствующие о геноциде граждан СССР.

Советский обвинитель тов. Смирнов о зверствах против мирного населения СССР

Нюрнберг, 15 февраля. (ТАСС). Вечернее заседание трибунала 15 февраля было занято представлением доказательств немецко-фашистских преступлений против мирного населения СССР.

Советский обвинитель тов. Смирнов в самом начале заседания подчеркивает, что гитлеровцы делали ставку на массовое истребление советских военнопленных и мирных граждан. Они провели все подготовительные мероприятия для выполнения этого дьявольского замысла еще до нападения на Советский Союз. Немцы составили так называемые «Особые розыскные книги СССР», «Списки по выявлению места пребывания» и разные «Розыскные книги и списки». Однако гиммлеровские палачи нашли эту предварительную работу недостаточной. 17 июля 1941 года Гейдрих в специальном приказе отметил, что эти «розыскные книги» недостаточны, так как в них «занесена лишь незначительная часть советских русских, которых следует считать опасными».

Массовое уничтожение мирного населения производилось особыми командами, вошедшими в кровавую историю гитлеровского господства в оккупированных странах под именем «зондеркоманд». За страшную деятельность этих команд отвечают не только полиция безопасности и служба безопасности, но и германское верховное командование, которое, как доказывается документами, предъявленными обвинителем, принимало участие в их формировании. «Зондеркоманды» поддерживали постоянный контакт с офицерами военной разведки и контрразведки. Перед этим «зондеркомандами» была поставлена задача уничтожения мирного населения оккупированных районов. Никакие правовые и моральные нормы не сдерживали солдат этих команд. Фашистские власти, в частности верховное командование германских вооруженных сил, всеми мерами добивались развязывания преступных наклонностей солдат «зондеркоманд». Обвинитель предъявляет суду приказ германского верховного командования, подписанный подсудимым Кейтелем. В этом документе говорится:

«Фюрер располагает данными, что отдельные военнослужащие германской армии, участвовавшие в борьбе против банд (так гитлеровцы именовали любое патриотическое движение в оккупированных немцами странах), за свое поведение в бою были привлечены к ответственности. В связи с этим фюрер приказал: если эта борьба против банд как на Востоке, так и на Балканах не будет вестись самыми жестокими средствами, то в ближайшее время имеющиеся в распоряжении силы окажутся недостаточными, чтобы искоренить эту чуму. Войска поэтому имеют право и обязаны применять в этой борьбе любые средства без ограничения также против женщин и детей, если это только способствует успеху. Проявление любого вида мягкости являются преступлением по отношению к германскому народу и солдату на фронте, который должен испытывать на себе последствия покушения бандитов и которому непонятно, как можно щадить бандитов и их сообщников. Эти принципы должны лечь в основу «Инструкции по борьбе с бандитами на Востоке». Ни один немец, участвующий в боевых действиях против банд, за свое поведение в бою против бандитов и их сообщников не может быть привлечен к ответственности ни в дисциплинарном, ни в судебном порядке. Командиры войск, действующих против банд, несут ответственность за обстоятельное, неуклонное ознакомление с этим приказом всех офицеров подчиненных им частей, за немедленное ознакомление с этим приказом своих юрисконсультов, за то, чтобы не утверждались приговоры, противоречащие этому приказу».

На всех оккупированных территориях, говорит обвинитель, переходя к следующему разделу обвинения, немцы установили чудовищный режим террора, направленного прежде всего против политически активной и интеллигентной части мирного населения.

Зверства в Керчи

Обвинитель подчеркивает, что фашистский террор является не только средством устрашения мирного населения, но и частью гитлеровской политики уничтожения населения оккупированных районов. Обвинитель предъявляет трибуналу потрясающий документ о злодеяниях гитлеровцев в городе Керчи, где они расстреляли много тысяч мирных граждан, в том числе детей, женщин и стариков. Наиболее гнусным из этих злодеяний является убийство 245 детей школьного возраста.

В той же Керчи немецко-фашистские оккупанты совершили другое злодеяние еще более широкого размаха. Угрожая расправой, они собрали на площади свыше 7.000 человек всех возрастов. Затем всех их отправили в городскую тюрьму. Там у них отобрали ценные вещи, а затем, как говорится в сообщении Чрезвычайной Государственной Комиссии, «у всех посаженных в тюрьму были сняты сапоги, валенки, ботинки, костюмы и пальто. Многих женщин и девочек-подростков фашистские негодяи отделили от остальных заключенных и заперли в отдельной камере, где несчастные подверглись особо утонченным пыткам – их насиловали, отрезали им груди, вспарывали животы, отрубали руки, ноги, выкалывали глаза. После изгнания немцев из Керчи 30 декабря 1941 года во дворе тюрьмы была обнаружена бесформенная груда изуродованных голых девичьих тел, дико цинично истерзанных фашистами».

Обвинитель оглашает показания свидетелей Бондаренко и Каменева, случайно спасшихся во время массовой казни жителей Керчи в противотанковом рву. Эти показания произвели сильное впечатление даже на постоянных посетителей трибунала, слышавших не мало показаний о чудовищных зверствах фашистов. Обвинитель отмечает весьма характерное для гитлеровцев зверское отношение к детям. Он приводит многочисленные факты, доказывающие. Что немцы уничтожали детей с таким же хладнокровием и садизмом, как и взрослых. Немецкие офицеры убивали их ради потехи, избирали детей в качестве мишеней для пристрелки пистолетов, испытывали на них действие ядов.

(Известия, 17 февраля 1946 г.)


Стилистика, орфография и пунктуация публикации сохранены