Значение опыта денацификации Германии и других стран Европы после Второй мировой войны.

В условиях сегодняшней геополитической обстановки важно корректно трактовать понятия демилитаризации и денацификации, а также учитывать исторические события, связанные с этими понятиями. РАПСИ проанализировало эти аспекты.  

Понятия демилитаризации и денацификации предполагают меры, предпринятые после окончания Второй мировой войны и разгрома фашистских войск на землях бывшего третьего рейха (Германия и Австрия), а также в странах — союзницах гитлеровской Германии.

Правовая основа 

Правовые основы денацификации по итогам Второй мировой войны были заложены уже в ходе ее проведения. 28 апреля 1942 г. нарком иностранных дел СССР В.М. Молотов направил иностранным послам ноту «О чудовищных злодеяниях, зверствах и насилиях немецко-фашистских захватчиков в оккупированных советских районах и об ответственности германского правительства и командования за эти преступления». В тексте обращения говорилось, что ответственность фашистской Германии является «точно и документально установленной».

Вскоре была создана Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. Аналогичные комиссии появились в отдельных республиках и областях. Начиная с 1943 г. в городах СССР, в частности в Краснодаре и Харькове, прошли процессы над пособниками фашистов и немецкими офицерами. Важное значение имела Конференция министров иностранных дел СССР, США и Великобритании, проходившая в Москве в октябре 1943 г. Совместная Декларация, принятая в ходе конференции, осуждала зверства нацистов и предусматривала их ответственность. Фашистские преступники были разделены на две категории. Первая категория — военные и члены нацистской партии, совершившие преступления в оккупированных странах, их предлагалось судить и наказывать по законам этих государств. Вторая категория – руководители, чьи преступления «не связаны с определенным географическим местом», их должны были предать международному суду.

На Ялтинской конференции было решено создать Международный военный трибунал, чтобы «подвергнуть всех преступников войны справедливому и быстрому наказанию». Юрисдикции трибунала подлежали преступления против мира, преступления против человечности и военные преступления. Каждое из государств-победителей сформировало свои прокурорские группы, работавшие над обвинительным заключением. Главным обвинителем от СССР был назначен Роман Руденко.

На Ялтинской и Потсдамской конференциях СССР, США и Великобритания договорились о том, что Германия будет подвергнута длительной оккупации. Цель — разоружение, демилитаризация и денацификация Германии. Предполагалось полное упразднение вооруженных сил Германии, уничтожение всех фашистских организаций, подготовка к реконструкции политической жизни страны на демократической основе.

После капитуляции Германия была разделена на четыре зоны оккупации: советскую, британскую, французскую и американскую. При этом на Потсдамской конференции было предусмотрено сохранение Германии «в качестве единого экономического целого», но с децентрализацией германской экономики «с целью уничтожения существующей чрезмерной концентрации экономической мощи, представленной в особенности в форме картелей, синдикатов, трестов и других монополистических соглашений».

Трибунал как отправная точка денацификации

20 ноября 1945 г. начался Международный военный трибунал  в Нюрнберге. Суду были преданы Геринг, Гесс, Риббентроп, Кейтель, Розенберг и другие фашистские руководители. В ходе трибунала состоялось свыше 400 открытых заседаний, были допрошены 116 свидетелей. Рассмотрены многочисленные показания  документы и заслушаны показания свидетелей. Подсудимые, кроме Г. Шахта, Г. Фриче и Ф. фон Папена, были признаны виновными. 12 человек были приговорены к смертной казни через повешение, 3 — к пожизненному заключению, остальные к тюремным срокам от 10 до 20 лет. Трибунал признал преступными организациями Национал-социалистическую немецкую рабочую партию (СС), политическую полицию в нацистской Гермаии (гестапо), службу безопасности (СД) и руководство нацистской партии. 

В ходе процесса  возникли и противоречия. Так, советские обвинители выражали несогласие с отказом признавать преступными генштаб и правительственный кабинет фашистской Германии, а также с оправданием трех подсудимых. Не подверглась прямому юридическому осуждению сама фашистская идеология, хотя в приговоре она постоянно упоминается в связи с деятельностью СС, СБ, преступлениями против человечности.

В целом Нюрнбергский трибунал сыграл огромную роль в разоблачении человеконенавистнической идеологии, стал первым в истории международным судом, наказавшим виновников тягчайших преступлений. Была установлена индивидуальная ответственность отдельных лиц за преступления государства. После главного процесса в Нюрнберге были проведены еще двенадцать: дело врачей, ставивших опыты на людях, чиновников управления и др.

Вместе с тем, понятные цели и направления денацификации определила Потсдамская конференция, были приняты «Политические и экономические принципы, которыми необходимо руководствоваться при обращении с Германией в начальный контрольный период». Изложенные меры включали полное разоружение и демилитаризацию Германии, ликвидацию всей германской промышленности, которая может быть использована для военного производства, или контроль над ней; проведение разъяснительной работы среди немецкого народа в части того, что он понес тотальное военное поражение и что он не может избежать ответственности за то, что он навлек на себя, поскольку его собственное безжалостное ведение войны и фанатическое сопротивление нацистов разрушили германскую экономику и сделали хаос и страдания неизбежными; уничтожение национал-социалистической партии и ее филиалов и подконтрольных организаций, роспуск всех нацистских учреждений для обеспечения невозможности их возрождения в любой форме и предотвращения всякой нацистской и милитаристской деятельности или пропаганды; подготовку к окончательной реконструкции германской политической жизни на демократической основе; необходимость отмены всех нацистских законов, которые создали базис для гитлеровского режима или которые установили дискриминацию на основе расы, религии или политических убеждений. Никакая такая дискриминация, правовая, административная или иная, не будет терпима; контроль за образованием в Германии, чтобы полностью устранить нацистские и милитаристские доктрины и сделать возможным успешное развитие демократических идей.

Конкретные меры денацификации державы-победительницы были сформулированы в постановлениях Союзнического контрольного совета в Германии  от 20 сентября 1945 г. № 1, от 10 октября 1945 г. № 2 и от 20 октября 1945 г. № 10. Были созданы специальные комитеты, находящиеся в подчинении оккупационной администрации. Устанавливался единый порядок проведения денацификации во всех зонах оккупации — советской, американской, английской и французской. Проверяемых лиц разделяли на пять категорий: главные виновники; виновники (активисты); менее виновные; попутчики; невиновные. В случае выявления признаков вины комитеты по денацификации передавали дела в суд. Суды были правомочны выносить такие приговоры, как лишение свободы, конфискация собственности, запрет на профессию, отстранение от должности, лишение пенсии, наложение штрафа, лишение избирательного права. Такова была модель взвешенной и последовательной денацификации, в то же время реализовывалась она совершенно по-разному: оккупационные власти западных зон в целом встали на путь саботажа решений Потсдамской конференции по вопросу денацификации.

В западных зонах оккупации военные администрации США, Великобритании и Франции вели политику жесткого военного администрирования и мелочной регламентации экономической жизни, тормозили развитие политических процессов. Под предлогом «поддержания порядка» они ввели режим «политического карантина». На этом основании распускались все стихийно возникшие антифашистские комитеты.

Ход денацификация в западной части Германии хорошо можно проследить на примере деятельности оккупационных сил США и Великобритании. С начала войны работала лондонская Комиссия по выявлению военных преступников.  Списки включали почти один миллион немцев, причастных к фашистскому режиму. Однако эти данные использовались не столько для денацификации, сколько для специальных политических целей.

Более или менее последовательную политику денацификации союзники проводили только в первые месяцы после победы. Директива от 26 апреля 1945 г. предписывала всем начальникам штабов войсковых подразделений американской зоны (ею руководствовались и англичане) провести мероприятия по удалению с ответственных постов в госучреждениях и на частных предприятиях всех членов Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП), активно поддерживавших режим, и лиц, враждебно настроенных к союзникам. В целях выявления активных нацистов при военных администрациях были созданы управления по денацификации.

В первые дни после капитуляции Германии были арестованы и отправлены в лагеря те, кто занимали партийные посты от руководителя отделения и выше независимо от должности, — кадры СС, гестапо, СБ и штурмовых отрядов, руководители подразделений таких организаций, как гитлерюгенд, охранники концентрационных лагерей и т.д. Их общее число составило в английской зоне оккупации около 90 тысяч человек, в американской — свыше 100 тысяч.

В дальнейшем процесс во многом превратился в бюрократическую формальность. Главным методом деятельности управлений по денацификации стало распространение анкет среди населения. Немцы старше 18 лет обязаны были зарегистрироваться и заполнить анкету из 133 вопросов (Meldebogen). Цель — определение степени виновности и причастности к нацизму. В зоне США было заполнено более 13 млн анкет, ставших основанием для 3,5 млн дел. В британской зоне анкеты заполнили 12 млн человек из 15,5 млн взрослого населения.

Сама процедура затрудняла выявление активных нацистов. В британской зоне к числу последних были отнесены лишь 0,1% всех лиц, подвергшихся проверке. На 75% из них был наложен денежный штраф, а 20% были ограничены в профессиональной деятельности.

В органах оккупационной администрации западных зон оказалось немало бывших нацистов. 90% гражданских чиновников в британской зоне занимали свои посты и при Гитлере. Поскольку к мероприятиям по денацификации часто привлекались бывшие нацисты, многие бонзы НСДАП спокойно проходили «чистку» и получали такое же наказание, как и рядовые члены преступной партии.

Возвратная денацификация

Уже в марте 1946 г. по инициативе США появляется Закон об освобождении от национал-социализма и милитаризма, по которому процесс денацификации передавался в немецкие руки. На местах создавались специальные трибуналы —шпрухкамеры (Spruchkammer). Обычно они состояли из трех-пяти немцев не моложе тридцати лет: председателя, не менее двух экспертов и прокурора. 

Процессы в значительной степени стали формальностью. Оккупационные силы оставили за собой функции контроля и наблюдения, а также помощи немецким чиновникам. 60% судей и 76% прокуроров, занятых денацификацией, оказались бывшими членами нацистской партии. Трибуналы наводнила масса рекомендательных писем и сертификатов нередко сомнительного происхождения. Они «доказывали», что обвиняемый не был активным нацистом, а вел праведную жизнь. Свидетелями могли выступать друзья и соседи, которые давали положительные характеристики в обмен на ответную услугу. Проверить подлинность анкетных данных у «денацификаторов» не было ни времени, ни особого желания. Даже среди немцев притчей во языцех стали коррупция и фаворитизм членов трибуналов.

Не удивительно, что эффективность судебной денацификации в западной зоне стремилась к нулю. Например, в сентябре 1946 г. было рассмотрено 42 тысячи дел, а «главными виновниками» признали только 116 фигурантов. Но и это не являлось гарантией справедливости, часто реальные преступники обеспечивали себе оправдание, в то время как наказывались «попутчики», не сумевшие обеспечить «достойную» защиту.

Огромное влияние на процесс денацификации оказала разгоравшаяся холодная война. Уинстон Черчилль во время посещения Цюриха в сентябре 1946 г. фактически призвал забыть об ужасах фашизма. По его словам, необходимо «подвести черту под прошлым, повернуться спиной к его ужасам и глядеть в будущее... Если Европу суждено спасти от бесконечных бедствий и полного уничтожения, то в основу спасения должен лечь акт веры в семью европейских народов и акт забвения всех преступлений и ошибок».

Летом 1947 г. в американскую зону оккупации прибыла делегация членов Конгресса США. Она объявила, что денацификация должна быть как можно скорее завершена, поскольку «препятствует экономическому восстановлению Германии». После этого глава военной администрации Люсиус Клей внес поправки в закон о денацификации. Слушания в трибуналах еще более ускорились, а вердикты выносились все более мягкие. Обвиняемые могли даже не являться на процесс, а общаться с трибуналом по переписке. Даже те нацисты, чья вина была доказана, отделывались штрафами.

Фактически в западной части Германии происходил обратный денацификации процесс: ресоциализация фашистов в немецкое общество. К лету 1948 г. оккупационные силы прекратили наблюдение за программой денацификации, полностью передав ее немцам.

Еще ранее западные союзники пошли на серию уступок. В августе 1946 г. они объявили «молодежную амнистию» для рожденных после 1 января 1919 г. В декабре 1946 г. начата «рождественская амнистия» для нетрудоспособных, а также малообеспеченных лиц, годовой доход которых с 1943 по 1945 г. не превышал 3600 марок, а стоимость имущества — 20 тысяч марок.

Как отмечает современный немецкий историк Алейда Ассман, в условиях усиления конфронтации с СССР Запад пошел на сохранение «коричневой» преемственности элиты ради скорейшего восстановления Западной Германии и ее интеграции в такие структуры, как НАТО.

Характеризует процесс денацификации и отношение к крупному бизнесу. Еще осенью 1945 г. оккупационная администрация США составила список из 1800 крупных промышленников и банкиров, причисленных к военным преступникам. Однако в итоге в списке остались только 42 человека. Несмотря на судебные процессы над руководителями компании «ИГ Фарбениндустри», концернов Круппа и Флика, большинство из них вскоре вернулись к работе как «незаменимые специалисты». Так, Альфред Крупп был членом СС с 1931 г., способствовал приходу к власти фашистов, производил вооружения для вермахта. Он был приговорен к 12 годам тюрьмы, но провел в заключении только 2,5 года. Затем Крупп добился аннулирования части приговора в отношении конфискации имущества и разукрупнения его концерна. Крупп снова возглавил корпорацию и руководил ею до своей смерти в 1967 г. Генеральный директор концерна «Опель» Вильгельм Опель оказывал поддержку нацистам. В марте 1933 г. как депутат рейхстага от НСДАП он голосовал за наделение Гитлера чрезвычайными полномочиями. Опель снабжал вермахт военной техникой. Решением суда он был оштрафован на такую же сумму, какая полагалась рядовому почтовому служащему.

После 1948 г. расследование проводилось лишь в отношении первой и второй категорий, но и они в большинстве своем были амнистированы. В декабре 1950 г., уже после создания ФРГ, бундестаг принял постановление о завершении денацификации. Многие комментировали это решение как прощение бывших нацистов и угрозу возрождения фашизма.

В мае 1951 г. в ФРГ был принят закон, по которому чиновники, уволенные со службы в ходе денацификации, могли претендовать на восстановление в должностях. Признанные виновными могли подавать ходатайства о пересмотре дел. Нацистские преступники этим активно пользовались. Так, Эрнст фон Вайцзеккер — бригаденфюрер СС, заместитель Риббентропа в МИДе, был признан виновным в депортации евреев из Франции в Освенцим. В Нюрнберге его приговорили лишь к 7 годам заключения. Верховный комиссар американской зоны оккупации Джон Макклой выпустил фон Вайцзеккера на свободу менее чем через 4 года. Его сын Рихард занимал пост президента ФРГ в 1984–1994 гг. и называл приговор отцу несправедливым.

В 1951 г. Макклой урезал сроки наказания 79 военным преступникам. Бывшие нацисты не просто получали все гражданские права, но и занимали руководящие должности. Глава разведки на Восточном фронте Рихард Гелен и его преемник Герхард Бессель затем возглавляли внешнюю разведку ФРГ.

Один из главных военачальников Гитлера Эрих фон Манштейн был признан виновным в преступлениях против мирного населения и применении тактики «выжженной земли». Вместо 18 лет он отсидел 3 года, стал ключевым советником канцлера Конрада Аденауэра по обороне, воссоздавал вооруженные силы (бундесвер) и разрабатывал военную доктрину ФРГ.

Доверенное лицо Гитлера Бернд Фрейтаг фон Лорингофен стал затем бригадным генералом бундесвера. Его сын Арндт в 2016–2020 гг. возглавлял разведку НАТО. Сейчас является послом Германии в Польше.

Из бывших офицеров вермахта, гестапо и других фашистских ведомств было сформировано почти все руководство силовых структур ФРГ. Почти 500 бывших офицеров вермахта занимали в бундесвере должности полковников и генералов. В 1956 г. Федеральная комиссия по персоналу разрешила службу в бундесвере бывшим эсэсовцам в чине не выше оберштурмбанфюрера.

Противоречивой в западных зонах оккупации была политика денацификации в области культуры. С одной стороны, в школах и вузах были изъяты нацистские учебники. Уничтожено было 30 тысяч наименований книг и фашистские произведения искусства. Жителей принудительно знакомили с преступлениями, возили в концлагеря, заставляли участвовать в раскопках массовых захоронений. В населенных пунктах развешивались плакаты с изображениями жертв террора и надписями «В этом есть и твоя вина!». С другой стороны, воспитание чувства личной вины не сопровождалось анализом причин фашизма. Его изображали как историческую аномалию и отклонение. «Табу» было наложено и на такие темы, как роль зарубежных держав в установлении и укреплении власти Гитлера. Тревожные тенденции фиксировали опросы. Даже в 1952 г. каждый четвертый житель ФРГ признавался в хорошем отношении к Гитлеру. Почти 40% заявляли, что уничтожение евреев, поляков и других «неарииских» народов диктовалось интересами безопасности Германии. Половина немцев утверждала, что фашизм был хорошей, но плохо воплощенной идеей.

Указанные выше причины и обстоятельства не позволили провести глубокую денацификацию в ФРГ. Это предопределило появление тех «бомб замедленного действия», которые влияют на общественную жизнь стран Запада и сегодня.

Невыученные уроки войны в странах Европы 

Для Австрии процесс денацификации был схожим. После разгрома нацистов правительство Карла Реннера запретило все нацистские организации. Их членов обязали зарегистрироваться в органах местного самоуправления. Более 500 тысяч бывших нацистов временно лишили ряда гражданских прав. Особые суды вынесли приговоры в отношении 13 тысяч виновных, но наказания не были слишком суровыми. Лишь 43 человека приговаривались к смертной казни, да и эти приговоры в основном заменили на тюремные сроки. Уже в апреле 1948 г. закон об амнистии восстановил в правах 482 тысячи бывших членов НСДАП. Как отмечают исследователи, в стране исчезли дискуссии о фашизме: «Личное и историческое прошлое исчезло под покровом незнания, отделяя эту темную историю от попытки создания гнетущего будущего». Впрочем, Государственный договор о восстановлении независимой и демократической Австрии 1955 г. запрещал бывшим нацистам служить в вооруженных силах. В 1949 г. в зоне оккупации США бывшие нацисты создали партию «Союз независимых». Ее преемница — Австрийская партия свободы — и сегодня является одной из ведущих политических сил. Партия участвовала в нескольких коалиционных правительствах. 

В Италии с окончанием войны были ликвидированы фашистская партия, политическая полиция и другие репрессивные органы прежнего режима. Но если не считать казни партизанами Бенито Муссолини и его ближайших соратников, фашисты избежали сурового наказания. Судебных процессов, подобных Нюрнбергскому или Токийскому трибуналам, не было.

Созданный в Италии в 1945 г. Верховный комиссариат по чистке госаппарата от фашистских элементов просуществовал меньше года. В марте 1946 г. он был распущен. Единственной заметной акцией стало очищение от функционеров прежнего режима органов власти и крупных компаний. Рассмотрев около 400 тысяч дел, Верховный комиссариат освободил от должностей всего 1580 человек, еще порядка 500 отправились на пенсию. 22 июня 1946 г. была объявлена политическая амнистия. Число отбывающих наказание фашистов снизилось с 40 тысяч до 400. 

О формальности денацификации говорит и то, что страны Запада предоставили убежище многим фашистским преступникам. Диктатор усташской Хорватии Анте Павелич ушел от наказания и умер в Испании в 1959 г. Под его руководством было создано «Хорватское освободительное движение», организовавшее убийство югославского посла Владимира Роловича в Стокгольме, похищение пассажирского самолета авиакомпании SAS, взрыв на борту самолета югославской авиакомпании JAT и другие теракты. Убежище в Португалии нашел союзник Гитлера, венгерский диктатор Миклош Хорти. 

На территорию Венгрии Красная Армия вступила 23 сентября 1944 г. Регент Миклош Хорти предпринял попытки заключить сепаратный мир с США и Великобританией. Однако советские войска продвигались быстро, и западные державы предпочли действовать совместно с СССР. Хорти направил в Москву делегацию генерала Габоро Фараго. В письме к И.В. Сталину регент просил «пощадить Венгрию», снять с нее ответственность за участие в войне, прекратить военные действия, обеспечить свободный отход частей вермахта с территории страны и участие англо-американских войск в ее последующей оккупации. Руководство СССР расценило данные условия как «игру в переговоры», информировала Лондон и Вашингтон о неприемлемости венгерских предложений. 8 октября Молотов передал Фараго условия начала переговоров. В их числе: эвакуация вооруженных сил и администрации с оккупированных Венгрией территорий Чехословакии, Югославии и Румынии в течение 10 дней, разрыв отношений с Германией и объявление ей войны. 9 октября Хорти провел совещание с приближенными. Красная Армия уже форсировала Тису, вышла в район Кечкемета, вела битву за Дебрецен. Предварительные условия были приняты. Советское правительство приостановило наступление на 3 дня, но венгерское правительство не выполнило ни одного из условий. Не желая воевать против Германии, Хорти ушел в отставку. Власть получил более откровенный ставленник германского фашизма — Ференц Салаши, глава крайне правой партии нилашистов. Хортистский режим пал, но Салаши продолжил войну на стороне Гитлера. Правление Салаши стало крайне уродливой формой фашистской диктатуры. Нилашисты встали на путь массового террора и грабежа. С помощью оккупационных войск Германии они за короткий срок истребили десятки тысяч человек и разорили страну. Движение Сопротивления усилилось. Его организатором стала Венгерская коммунистическая партия (ВКП). Расширилась ее деятельность в армии. Усилилось партизанское движение во главе с Военным комитетом ВКП. Действия нилашистов резко усилило антигерманские настроения. 16 октября командующий 1-й армией генерал Бела Миклош и его штаб перешли на сторону Красной Армии. Под ударами советских войск 1-я армия фактически распалась. Свыше 10 тысяч солдат и офицеров перешли на сторону советских войск. Этот же процесс охватил и 2-ю венгерскую армию. В ноябре-декабре войска Красной Армии, поддержанные партизанами и участниками Сопротивления, окружили Будапешт. Активные нилашисты и хортисты из Венгрии бежали. Устанавливалась народно-демократическая власть. Возникшие по инициативе Венгерской компартии национальные комитеты брали управление на местах в свои руки. Программа ВКП ставила задачи: порвать союз Венгрии с гитлеровцами и принять активное участие в войне с фашистской Германией; распустить все фашистские организации и предотвратить их возрождение; привлечь к ответственности изменников родины и военных преступников; очистить госаппарат, армию и суды от антинародных элементов; отменить все законы и распоряжения фашистского режима; искоренить из литературы и печати, системы образования и всей общественной жизни расовую и национальную ненависть; восстановить демократические свободы и политические права; гарантировать свободу печати, собраний и организаций; освободить из тюрем всех патриотов и борцов за национальное освобождение. Программа ВКП легла в основу деятельности Венгерского национального фронта независимости (ВНФН). Он взял на себя функции временного коалиционного правительства. Главой стал бывший командующий 1-й венгерской армии Бела Миклош. В правительство вошли коммунисты, социал-демократы, представители других партий и четыре хортиста. Подписанное в Москве 20 января 1945 г. соглашение о перемирии обязывало правительство направить против Германии не менее 8 пехотных дивизий, отозвать воинские части и чиновников с захваченных территорий Румынии, Чехословакии и Югославии; освободить военнопленных; пленить части вермахта в Венгрии; предоставить союзникам свободу передвижения по стране. Правительство должно было участвовать в аресте и предании суду военных преступников, распустить фашистские организации. Контроль возлагался на союзную комиссию под председательством К.Е. Ворошилова. 4 апреля 1945 г. Красная Армия завершила освобождение Венгрии от немецко-фашистских войск. Народно-демократическая власть распространила влияние на всю страну. 10 мая была официально распущена королевская жандармерия и создана новая полиция. Фашистская партия «Скрещенные стрелы» запрещалась, ее руководству предстояло предстать перед судом. Декрет от 5 сентября 1945 г. конфисковал земли руководителей фашистских организаций и военных преступников. Однако правые члены правительства пытались воспрепятствовать реальной дефашизации Венгрии, затянуть следствие по делу военных преступников. К ноябрю, на волне общенародного подъема, хортисты были удалены из правительства. В октябре 1945 г. стартовал Будапештский процесс военных преступников. Был вынесен смертный приговор Ференцу Салаши и другим лидерам режима. Более 6 тысяч человек получили тюремные сроки. В начале 1946 г. в Венгрии завершилась борьба за передачу органов правосудия в руки новой власти. При поддержке советской контрразведки началось разоблачение военных преступников и помогавших им лиц.

В Румынии для ликвидации фашистского режима решающим условием стало наступление Красной Армии в августе 1944 г. Оно обеспечило успех народного восстания, начавшегося 23 августа. Бухарест и ряд районов страны освободили рабочие отряды и некоторые части румынской армии, перешедшие на сторону народа. Восстание стало началом народно-демократической революции. Фашистская диктатура была свергнута, Антонеску арестован. 

Как видно по результатам анализа, процессы денацификации после войны не были едиными, а общий план так и не был реализован в полной мере: главным фактором здесь, несомненно, стала международная обстановка и отношения внутри антигитлеровской коалиции. Ход денацификации существенно различался в зоне ответственности советских войск и в зонах стран Запада — США, Великобритании, Франции. Различны были и итоги этого процесса.

***

В целом, процесс денацификации требует глубины и последовательности, осуществление целой системы мер в социально-экономической, общественно-политической, культурно-образовательной и информационной сферах. В качестве главной цели должно рассматриваться искоренение самих источников нацистской идеологии и политики. Без выполнения этого условия все шаги окажутся  полумерами, а нацизм получит шанс возродиться.