Пока мир следит за судьбой Гельмута Оберлендера - нацистского преступника, дожившего до наших дней, следственные органы России изучают эпизоды геноцида в разных регионах страны. РАПСИ проанализировало, как расследуются уголовные дела о геноциде советского народа в годы Великой Отечественной войны.


В этом году в Пскове открывается научно-просветительский Центр изучения геноцида. Центр будет заниматься именно изучением геноцида советского народа в годы Великой Отечественной войны, что станет еще одной ступенью реализации всероссийского проекта «Без срока давности» – главной летописи ужасных преступлений того периода. Следует отметить, что данный проект – просветительский и не имеет отношения к возбуждению и расследованию уголовных дел по фактам геноцида. В то же время на сигналы общественников не могут не реагировать следственные органы.

Сейчас расследованию эпизодов геноцида в годы войны не просто уделяется большое внимание: открывается все новая информация о деяниях нацистских преступников. Эти сведения рассматриваются со всей тщательностью и в полном соответствии с нормами современного права. Работу Следственный комитет России ведет в рамках уголовных дел, возбужденных по признакам преступлений, предусмотренных статьей 357 УК РФ (геноцид).

Это рубеж, который важен не только для исторической памяти, но и для будущего страны, самосознания всех россиян: преступления, даже если с момента их совершения прошло почти восемь десятков лет, должны получить свой правовой контекст. Таким образом точку в истории ставит закон, и это единственный финал, к которому может стремиться цивилизованное общество.

СК расследует в разных регионах страны более десяти дел по факту геноцида советского народа в годы ВОВ. Чаще всего уголовное производство по факту деяний с признаками преступлений, предусмотренных статьей 357 УК РФ, начинается после публикации рассекреченных архивов органами федеральной безопасности: после того, как у следствия на руках появляются документальные свидетельства зверств, которые творили нацистские преступники, появляется возможность начинать расследования. Кстати, картину произошедшего следователям удается восстанавливать даже спустя столько лет. Часто информация о таких страшных событиях предается из уст в уста от отца сыну и далее. Как, например, в одном из дел на место захоронения советских граждан, убитых нацистами, указал житель деревни – ему, в свою очередь, это место когда-то показал дедушка.

Большую лепту в расследование дел о геноциде советского народа в годы войны вносят и поисковые движения России: зачастую уголовные дела о геноциде возбуждаются после обнаружения поисковиками массовых захоронений, как это было в Псковской области, Краснодарском крае, других регионах. Основная задача уголовного производства в таких делах – придать преступлениям должный правовой контекст, что важно и для почтения конкретных жертв, и для исторической памяти.

Большей части преступников, которые должны были нести ответственность за геноцид советского народа в годы войны, уже нет в живых. Впрочем, бывают и исключения: так, 97-летний пенсионер из Канады подозревается в геноциде мирного населения, а также в массовом убийстве воспитанников детского дома в Ейске.

РАПСИ проанализировало некоторые материалы, рассказывающие о расследовании дел по фактам геноцида советского народа в годы ВОВ.

Краснодарский край: ответ перед судом на склоне жизни

Окончательного решения о депортации из Канады нацистского преступника Гельмута Оберлендера, которого Россия  подозревает в причастности к убийствам мирных жителей во время ВОВ, еще не принято: как стало известно 7 июня, Канадский суд назначил слушания по делу о депортации на сентябрь этого года. Оберлендер, по данным СК России, причастен к массовым убийствам в 1942 году, также является фигурантом дела о геноциде, возбужденного по факту убийства воспитанников Ейского детского дома. На сегодняшний день это одно из самых громких расследований дела с признаками преступления, предусмотренного статьей 357 УК РФ.

Оберлендер служил переводчиком при зондеркоманде СС-10 «а», причастной к убийству детдомовцев и другим массовым карательным акциям. В числе городов, где действовало это подразделение - Ростов, Таганрог, Ейск, Краснодар. В 2019 году впервые были рассекречены документы ФСБ по Краснодарскому краю, проливающие свет на жестокую расправу над детьми в Ейске.

В начале войны в Ейск из Симферополя был эвакуирован детский дом, но уже в 1942 году город оккупировали немецкие войска. В октябре нацисты погрузили воспитанников детского дома в несколько грузовиков и увезли к месту будущего захоронения. По версии СК, детей либо закопали заживо, либо они умерли еще в дороге, в машинах-«душегубках». Было найдено 214 останков детей.

В свое оправдание 97-летний канадец заявлял, что никогда непосредственно не участвовал в расправах, выполнял лишь функции переводчика. Впрочем, после капитуляции Германии Оберлендер свое нацистское прошлое тщательно скрывал: за эту ложь пожилого мужчину уже лишили канадского гражданства. Доживет ли нацистский преступник до депортации, ответит ли за преступления перед земным законом – неизвестно, но в любом случае прецедент Оберлендера важен с точки зрения оценки фактов геноцида в современном правовом контексте.

Статус дела: расследование продолжается, известен подозреваемый, в случае его депортации в Германию и при принятии решения о дальнейшей депортации в Россию, Оберлендер предстанет перед российским судом.

Новгородская область: новое дело о геноциде

Продолжается расследование преступлений нацистов на Новгородской земле. Именно здесь впервые в современной истории России преступления нацистов получили соразмерный правовой контекст: в октябре 2020 года Солецкий районный суд признал геноцидом массовые убийства мирных граждан в деревне Жестяная Горка. О геноциде в Жестяной Горке читайте подробнее в большом материале РАПСИ.

Ранее неисследованное массовое захоронение было обнаружено возле деревни Вдицко Новгородской области. Захоронение масштабное: здесь в ходе поисковых работ были подняты останки 145 человек, около 20 тел, предположительно, принадлежало детям. На одном из участков поисковики натолкнулись на страшную находку останков младенца, на челюсти которого только режутся молочные зубы, а также ребенка в возрасте около трех лет с пулевым ранением черепа.

До войны деревня Вдицко насчитывала 127 дворов. После немецкой оккупации здесь осталось лишь несколько домов, использовавшихся нацистами под складские помещения. Место массового захоронения помог обнаружить местный житель, который узнал о нем от своего деда.

Следствию предстоит работа по идентификации погибших, изучению останков и в том числе, определению генотипа. Также органы обратились к гражданам, имеющим какие-либо сведения об этом эпизоде геноцида в годы войны, связаться со СК.

«Следственный комитет России просит лиц, обладающих сведениями об обстоятельствах уничтожения мирного населения и военнопленных в окрестностях деревни Вдицко Новгородского района Новгородской области, сообщить известные им сведения в следственное управление СК России по Новгородской области или по электронно-телекоммуникационным каналам связи», — отметили в ведомстве.

Статус дела: расследование продолжается.

Брянская область: геноцид в концлагере

СК РФ проводит следственные действия на месте обнаружения массового захоронения советских граждан в Брянске – здесь, предположительно, находился концентрационный лагерь «Дулаг-142». Документы о «Дулаге-142» недавно рассекретило Управление ФСБ России по Брянской области. В рамках расследования уже была организована работа по извлечению и идентификации останков. Следователям помогают сотрудники поисковых движений.

Это место называли «брянским Бухенвальдом»: хотя «Дулаге-142» и считался лишь сборно-пересыльным пунктом для отправки трудоспособного населения на работы в Германию, человеческие потери были огромными. Погибло более 40 тысяч жителей. При этом, согласно рассекреченным документам, содержались в лагере до 80 тысяч человек – получается, смертность в этом концлагере составляла 50 и более процентов!

Здесь содержались и военнопленные, и мирное население. Не выдерживали тягот содержания здесь дети и пожилые узники: они гибли из-за инфекций, быстро распространявшихся в сырых бараках, от голода и холода. Впрочем, сохранились воспоминания узников лагеря, которые детьми все же смогли выжить «Дулаге-142». Эту страшную страницу истории военных лет необходимо анализировать в отдельном контексте: о «Дулаге-142» РАПСИ в скором времени расскажет подробнее.

Статус дела: расследование продолжается

Воронежская область: место захоронения искали около 10 лет

В мае этого года поисковые работы также начались на территории села Лушниковка Воронежской области – здесь поисковики совместно со следственными органами исследуют несколько сотен останков узников бывшего нацистского концлагеря системы «Дулаг-191». Раскопки проходят в рамках всероссийского проекта «Без срока давности».

Как отметил руководитель поискового объединения «Дон» Михаил Сегодин в интервью РИА Новости, это место поисковики разыскивали около десяти лет. По его словам, в лагере содержались преимущественно женщины и дети. По некоторым оценкам здесь погибло 8,5 тысячи человек. В первую неделю раскопок было извлечено около 500 останков. Расследование продолжается.

Статус дела: продолжаются следственные действия на месте преступления

Псков: убийство в Моглино, деревне Ланева гора

В мае этого года в Пскове были представлены рассекреченные документы из архива ФСБ, которые пролили свет на преступления нацистов на Псковской земле. Среди преступлений нацистов – массовые убийства, расстрелы мирных граждан и представителей партизанского движения.

В октябре 1943 года каратели расстреляли, затем сожгли более 50 жителей деревни Ланева гора, в том числе 29 детей. К этим преступлениям был причастен 37 охранный батальон, сформированный в основном из эстонских коллаборационистов.

Кроме того, в Псковской области продолжается работа по установлению всех обстоятельств смерти узников концлагеря «Моглино» - останки жертв в этом месте находили в прошлом году. Некоторые имена карателей, виновных в смерти узников «Моглино», были установлены еще во время расследования в семидесятых годах прошлого века. Тогда осудили Энна Оодла, Эрнста Пяхна, Иоханнеса Алуоя, Аугуста и Вальтера Кукков. Трое преступников получили высшую меру наказания, двое других – длительные тюремные сроки.

Статус дела: Часть преступлений была расследована еще в 1970-е годы СССР, виновные получили наказание. Расследование эпизодов, согласно обновленной информации, продолжается.

Ставрополье: неизвестная казнь в селе Преградное

Уголовное дело по признакам геноцида в июле прошлого года было возбуждено в Ставропольском крае: там, в селе Преградное Красногвардейского района, было обнаружено место массового захоронения мирных граждан. Среди костных останков фрагменты женской одежды, косметика. По воспоминаниям местной жительницы Анны Родной – в годы войны она была ребенком – нацисты расстреляли здесь людей, прибывших село на эвакуацию. По ее свидетельствам, несколько дней мирных граждан держатели без еды и воды, а затем убили.

Статус дела: расследование продолжается. Следователи восстанавливают всю картину произошедшего, ранее никакой информации об этом акте геноцида в селе Преградное в архивах не было.

Волгоградская область: многочисленные эпизоды

Один из знаковых примеров – уголовное дело о геноциде жителей Сталинградской (ныне – Волгоградской) области в годы войны. Это производство также было открыто в июле прошлого года. Следственные органы занимаются установлением лиц, причастных к массовым убийствам мирных жителей: собирают свидетельства, которые могут указать как на конкретных немецких военных, так и на их пособников из числа коллаборационистов.

«Целью расследования является установление конкретных лиц из числа немецко-фашистских захватчиков и их пособников, причастных к убийствам мирного населения, которым удалось избежать ответственности за свои злодеяния», — отмечал СК.

Как напоминают в Следственном комитете, в период с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года во время оккупации Сталинградской области немецкие военные «зверски расправлялись» с местными жителями, в том числе пожилыми людьми, детьми и женщинами, которых «морили голодом, расстреливали, травили в газовых камерах, заживо засыпали землей».

У следствия есть документальные свидетельства убийств мирных жителей в Дзержинском районе Сталинграда, селах Аксай, Водино, Жутово I, Жутово II, Каменка, Перегрузное и Шелестово, на хуторах Грызунов, Нижне-Яблочный и Тормосино (ныне — хутор Тормосин), в станицах Верхне-Курмоярская и Нижне-Чирская. В Нижне-Чирской нацистские преступники расстреляли воспитанников детского дома.

Статус: расследование, сбор свидетельств продолжается.