Область права и юрисдикции выдвигается на первый план, в связи с чем ставится вопрос об отставании судов и органов юстиции в области пропаганды своей сферы деятельности. Аналитики предлагают создать специальные секции правовой агитпропаганды и заниматься правовым просвещением и популяризацией юриспруденции в школах, на митингах и на показательных инсценированных процессах.

РАПСИ продолжает знакомить читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 15 июня 1921 года.*


Правовая агитпропаганда

Ряд появившихся за самое последнее время статей, так или иначе касающихся юстиции, знаменует собой поворот общественного интереса к этой области советской работы.

Сейчас же после Октября, в момент ломки буржуазного строя, - необходимо было, с одной стороны, соответствующе декретировать все то, что революционным порядком становилось законом дня, а с другой – судебный аппарат перестроить так, чтобы он служил орудием защиты и борьбы рабочего класса и действовал, как орган диктатуры пролетариата.

Не до строгой законности было, когда Советской республике приходилось отбиваться от наседающих контрреволюционных армий. Все усилия были направлены непосредственно для цели защиты республики в прямом смысле этого слова.

Сейчас, когда борьба на фронтах прекратилась и вся экономическая политика направлена по новому руслу, нужна уже иная регламентация, и не удивительно, что в области экономических взаимоотношений мы имеем целый ряд новых декретов.

Задача юстиции в такой необычно важный исторический момент – так перестроить уголовное и гражданское право, чтобы, оставаясь органом диктатуры пролетариата, создать такие правовые условия, которые дали бы наибольшую возможность расцвета в промышленной области коллективной для государства пользы.

Но как всего этого достичь? Так же, как и во всех других областях, считавшихся нами ударными. Не одно лишь декретирование и инструктирование сверху, а вовлечение самых широких масс в юридическую работу.

Суд у нас так и создан, что он включает в свой состав людей непосредственно из массы. Но важна активность этих представителей рабочего класса и крестьян, важно чтобы вся рабоче-крестьянская масса относилась «к суду и праву» в Советской республике сознательно. А в этом отношении сделано недостаточно много. Не только ни разу пропагандистские аппараты партии не ставили себе этой задачи в смысле создания специальной отрасли судебной пропаганды, но даже снабжение партийными работниками судебных органов никогда не служило особенной заботой партии. Сейчас этот пробел должен быть восполнен. Главполитпрослет, перегруженный работой, сейчас еще не в состоянии развить свою деятельность и в этой области, почему заинтересованным органам следовало бы самим приступить к этой работе ввиду ее несложности, передав ее в дальнейшем Главполитпросвету. Для этого должна бы быть организована секция правовой агитпропаганды в самом Наркомюсте и такие же секции при Губернских Отделах Юстиции.

Этим секциям предстоит проделать огромную работу.

Юридическое ведомство до сих пор отставало от других, где непосредственное обращение к массам давно сделалось боевой задачей. И происходило это не потому, чтобы изучение советского права было так недоступно пониманию. Взять хотя бы область медицины, строящуюся, конечно, на строго научных основах. Санитарное просвещение, благодаря прекрасно разработанному популярному материалу, сделало вполне доступным массе и санитарию, и гигиену, и эпидемиологию и т. п. В судебном ведомстве также должна быть начата планомерная агитпропагандистская работа.

Всякий квалифицированный юридический работник должен быть вовлечен в эту работу просвещения масс. И непосредственной задачей агитпропагандистских секций должна быть популяризация в широких массах декретов, приговоров, соответствующих переживаемому революционному времени, организация школ для судей и заседателей с введением на этих курсах политграмоты и т. п. Вопросам «суда и права» должно уделять достаточно времени в профшколах, политшколах и вообще в средних и высших школах разного типа, и им же нужно посвящать и митинги, и показательные инсценированные процессы и т. п. 

Глубокое внедрение понимания тех элементарных требований, какие предъявляют органы, стоящие на страже революционного права в Советской республике, должно также быть лучшим воспитательным средством для тех, которые совершают преступление по несознательности и этим самым вступают в противоречие с существующими порядками.

Правовая агитпропаганда должна стать задачей органов Народного Комиссариата Юстиции при самом живом участии всех партийных и советских организаций для создания сознательного отношения ко всему советскому правотворчеству, - лучшего залога поддержки рабоче-крестьянской власти трудящимися массами.

Н. Ростовский.

(Известия В. Ц. И. К., №128)

Подготовил Евгений Новиков


* Стилистика, орфография и пунктуация публикаций сохранены