Новый закон об ограничении участия в выборах причастных к деятельности экстремистских организаций начал эффективно применяться на практике в России. Однако первые случаи его реализации показали, что действие этого закона может использоваться оппозицией и зарубежными агентами влияния для организации провокаций, направленных на дискредитацию института выборов в России. 

Обоснованность этих опасений, регулирование процедуры выдвижения кандидатов на выборы старыми и новыми законами, а также необходимость ограничения доступа к интернет-ресурсам, дискредитирующим выборы и провоцирующим массовые беспорядки, РАПСИ прокомментировал адвокат, д.ю.н. Александр Арутюнов.


Я думаю, что снятие этих кандидатов с выборов основано на законе, потому что существуют поправки, которые были приняты в два закона и согласно которым запрещено участвовать в выборах гражданам, которые причастны к деятельности организаций, признанных экстремистскими. Поскольку ФБК признан экстремистской организацией судом, решения вступили в законную силу, то снятие этих граждан с выборов вполне законно, отвечает всем требованиям действующего законодательства. Если они не согласны с этим решением, то, естественно, имеют право обжаловать в суде снятие их с выборов. 

Будут они это делать или нет — вопрос другой. Но здесь важно отметить следующее: если они все-таки будут проводить какую-то предвыборную агитацию, будут считать себя кандидатами в депутаты, то за это, между прочим, существует административная ответственность. Действует соответствующая статья в Кодексе об административных правонарушениях (5.11 КоАП «Проведение предвыборной агитации лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом»), согласно которой они могут быть наказаны административным штрафом. Сумма штрафа для физических лиц разнится от 1000 до 1500 рублей, для должностных лиц — от 2000 до 3000 рублей, для юридических лиц — от 20 000 до 30 000 рублей. Но факт в том, что административная ответственность существует. И это не должно оставаться безнаказанным. 

Другое дело, что они, повторю, имеют право обратиться в суд. Однако, на мой взгляд, снятие их с выборов было законным, поэтому шансы в суде призрачные. 


Если Запад говорит о своем намерении признать выборы в России незаконными, то, естественно, мне кажется, что очевидны их потуги по дискредитации сентябрьских выборов. Своими действиями они показывают, что не остановятся ни перед чем — они готовы признать выборы и недействительными. Поэтому мне кажется, что это можно интерпретировать как потуги Запада, который виден невооруженным глазом.


Что касается распространения информации по дискредитации выборного института в России, то существует ответственность для операторов связи и для провайдеров — они обязаны это контролировать и принимать меры. Соответственно, они либо не должны давать поводов для того, чтобы такая противоправная информация была размещена в интернете, либо, если все же по каким-то причинам это будет размещено (что имело место в данном случае), то сделать все для ее оперативного исчезновения, ведь неудаление тоже влечет административную ответственность – и там штрафы более существенные, поскольку это юридические лица. 

В КоАП имеется статья 13.34 (Неисполнение оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, обязанности по ограничению или возобновлению доступа к информации, доступ к которой должен быть ограничен или возобновлен на основании сведений, полученных от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций) — она касается операторов связи, потом речь идет о провайдерах хостинга или иных лицах, которые не обеспечивают принятие мер по ограничению доступа. Это говорит о том, что ответственность за такого рода деяния существует и регламентируется законом. Мне кажется, нашим властям необходимо пользоваться этой статьей для того, чтобы провайдеры делали свое дело и соблюдали закон.