Государственная дума сегодня обсудит запрет причастным к деятельности экстремистских или террористических организаций избираться депутатами. Пакет законопроектов, в который входит этот документ, разработан по итогам работы Комиссии по расследованию фактов вмешательства во внутренние дела России. Ряд идей данной инициативы является новаторскими в международном масштабе, что вызвало недопонимание в обществе. РАПСИ изучило его правовые основания и актуальный контекст.


Авторы проекта предлагают внести изменения в закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания». В пояснительной записке уточняется, что ограничение распространяется на учредителей экстремистской или террористической организации, членов ее коллегиального руководящего органа, руководителей и их заместителей, начальников структурных подразделений и их замов, членов, участников, работников, а также иных лиц, причастных к деятельности таких организаций («предоставлявших денежные средства, имущественную, организационно-методическую, консультативную или иную помощь в целях осуществления соответствующей деятельности»).

Сразу следует заметить, что подобная идея не имеет прецедентов в законодательстве ведущих государств мира. Однако это совершенно не значит, что российский законопроект противоречит актуальному зарубежному опыту. Более вероятно, что он просто задал новый тренд. Угроза проникновения деструктивных сил во власть, а тем более их влияния на проведение выборов в последние годы стала одной из первостепенных задач национальной безопасности в самых разных странах мира от Великобритании до Эстонии. Желания принять меры у всех предостаточно, понимания какие именно из них выбрать – нет. 

На сегодняшний день западные страны ограничиваются разработкой мер наказания за вмешательство непосредственно в избирательный процесс извне. Однако реакция на распространение деструктивных и опасных идей участниками выборов зачастую оказывается запоздалой и неэффективной, что приводит к дестабилизации общества и вынуждает принимать политические меры вместо правовых. По мнению западных политологов, это означает, что новые скандалы в ходе ближайших выборов приведут к более решительному изменению избирательного законодательства. 

Фундамент для появления таких законов в других странах имеется. Например, в Великобритании, в соответствии с Законом о представительстве народа 1981 года, не допустить к выборам или даже снять зарегистрированных кандидатов возможно, если выяснится, что они были осуждены за преступление, приговорены к тюремному заключению или содержанию под стражей более года и содержались под стражей в любой точке Великобритании, Ирландии, Нормандских островов или острова Мэн или скрываются от правосудия. 

Более того, согласно Закону о народном представительстве 1983 года, может быть запрещено участие в выборах виновных в коррупционных действиях или незаконной избирательной практике.

Эксперты считают, что законодатели США, Великобритании и других стран готовы к принятию мер, аналогичным тем, что находятся на рассмотрении Госдумы РФ, однако находятся в ожидании подходящего повода – инцидента, который станет основанием для реакционных действий. Как показывает история с оперативным принятием нормативных актов о вмешательстве в выборы на основании недостоверных обвинений хакеров, вероятно законы об ограничении допуска кандидатов к выборам в этих странах будут приняты в ближайшие годы и без необходимых фактов. 

Важно отметить, что рост напряжения в отношении регулирования избирательного процесса напрямую не коррелирует с ухудшением отношений Запада и России. Первостепенный источник беспокойства – экономические неурядицы. Именно международный кризис, обусловленный пандемией, является главным поводом для беспокойства в большинстве стран мира: как показывает история и социология, экономические проблемы – лучший повод активизации опасных для общества и государства деструктивных сил. 

В частности, большое внимание на Западе недавно привлекло исследование Барри Эйченгрина из Университета Калифорнии Беркли, Кевина О'Рурка и Алана де Бромхеда из Оксфорда. Они изучили 171 избирательную кампанию, которые проходили в 28 странах Европы, Северной и Южной Америках, а также тихоокеанском регионе в ХХ веке.

Эйченгрин и его коллеги уверены, что возникновение политического экстремизма связано с пятью факторами: экономической нестабильностью, социальным расколом, внешним влиянием, свойствами электоральной системы, происхождением политических институтов и политической культуры.

Если рецессия затянулась и ВВП сокращается в течение длительного времени, то к власти в стране с высокой вероятностью могут прийти антисистемные силы. Под последними подразумеваются партии, которые хотят не только изменить правительство, но и форму правления. К ним относятся фашисты и различные сепаратистские партии. 

Исследователи обнаружили прямую зависимость между сокращение роста экономики и популярностью экстремистских движений. Например, в Германии экономическая депрессия с 1928 года по 1932 год привело к роста популярности нацистов на 4,7%. В среднем, ускорение роста экономики на 1 стандартное отклонение снижает вероятность фашисткой партии быть избранной на 18%.

В этой связи нынешние ограничительные меры могут рассматриваться как чрезвычайные и иметь временный характер – необходимый для защиты государства и общества в критический период. Как только экономическая ситуация нормализуется, действие этого закона станет невостребованным, поскольку общество сможет трезво оценивать адекватность политических деятелей, а репутация кандидатов будет регулировать их перспективы лучше любых законодательных фильтров (как это большей частью и происходило в России и за рубежом на протяжении первых двух десятилетий этого века). 

Как отмечает глава Фонда развития гражданского общества Константин Костин, в постковидной реальности вопрос суверенитета и защиты национальных интересов становится одним из главных элементов политической риторики. 

Впрочем, очевидно, что и сегодня у оппозиционных, а тем более радикальных сил нет никаких шансов на успех на выборах в России, что показывают результаты последних выборов и социологические опросы. Для чего же тогда нужны законодательные меры? Эксперты считают, что вовсе не для недопуска политиков в Госдуму, а с целью предотвращения сознательной дискредитации их действиями российских выборов. 

Поскольку радикальные активисты осознают свою политическую бесперспективность и непопулярность в обществе, как показывают последние их действия, они вероятнее всего будут использовать публичный ресурс избирательной кампании для провокаций, разжигания напряжения в обществе, распространения агрессивных призывов (в т.ч. и экстремистского толка). Избирательные штабы могут даже являться прикрытием для вербовки, формирования экстремистских ячеек, сборищ и координации противозаконной деятельности. 

«Введение таких ограничений для лиц, придерживающихся крайних взглядов, основанных на идеологии радикализма, ксенофобии, религиозной нетерпимости, допускающих в своих воззрениях нарушение закона вплоть до совершения терактов и ведения партизанской войны, оправдано с учетом особого статуса депутата. Необходимо исключить возможность использования ими парламентской трибуны и полномочий депутата для пропаганды и оправдания своих идей, а также для вербовки новых сторонников», — отмечает один из авторов проекта Василий Пискарев.

Таким образом, нынешняя инициатива является, по сути, продолжением международной тенденции по принятию нормативных документов, препятствующих инородному вмешательству в выборы и их целенаправленной дискредитации. В то же время, это необходимая превентивная норма по предотвращению появления и распространения экстремистских организаций и информации. Как показывает пример Адольфа Гитлера, даже самые маргинальные активисты могут с крайне негативными для общества последствиями воспользоваться временными экономическими проблемами и напряжением в социуме.

При этом важно понимать, что фактическим инициатором появления данных поправок является не государство, а общество. Именно рядовые россияне демонстрируют в последнее время наибольшее беспокойство распространением экстремистских материалов в сети и офлайн. А также выказывают недовольство деятельностью квази оппозиционных организаций, провоцирующих столкновения на улицах и не скрывающих своих целей простимулировать массовые беспорядки в России. 

«Подавляющее большинство граждан России поддерживает усиление ответственности за экстремизм и терроризм. Неоднократно слышал об этом в ходе встреч с избирателями», — утверждает Пискарев.


Адвокат, к.ю.н. Александр Зорин:

«Борьба с экстремизмом и терроризмом составляет важную часть основ защиты конституционного строя Российской Федерации и имеет прямое конституционное закрепление. 

В соответствии с  частью 5 статьи 13 Конституции РФ запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. 

Как следует из части 2 статьи 29 Конституции РФ "не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства". Согласно части 1 статьи 21 Конституции РФ "достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления", в том числе расовая, национальная и иная принадлежность.

Данные конституционно-правовые вопросы традиционно остро стояли как у истоков создания законодательной базы демократической России так продолжают оставаться актуальными и в настоящее время, входя стратегическую компетенцию гаранта Конституции России – президента РФ. Например, в Указе президента РФ от 23.03.1995 №310 «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации» указано, что «эти крайне опасные явления в жизни нашего общества создают угрозу основам конституционного строя, ведут к попранию конституционных прав и свобод человека и гражданина, подрывают общественную безопасность и государственную целостность Российской Федерации. Нельзя допустить, чтобы рост политического экстремизма привел к срыву очередных выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления, препятствовал свободному волеизъявлению избирателей, влиял на разрешение трудовых конфликтов, оказывал давление на те или иные государственные и муниципальные органы».

Учитывая постоянную угрозу экстремистских посягательств на существование конституционного строя России и ее суверенитет внесение комиссией Госдумы РФ по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России во главе с депутатом Пискаревым пакета законопроектов, предусматривающего, в частности, запрет на участие в выборах лиц, причастных к деятельности экстремистских и террористических организаций, является своевременным. Особенно актуален он в контексте последних недружественных действий «европейской демократии» и США, неприкрыто пытающихся вмешаться в деятельность государственных органов нашей страны путём многочисленных специальных операций по инсценировке и фальсификации фактов причастности России к нарушениям правам человека. 

Как отмечают ученые-правоведы: «конституционно-правовой смысл использования государственной власти не допускает осуществления политической деятельности и воздействия на нее со стороны иностранных государств, организаций и международных структур. Данные ограничения реализованы в избирательных процедурах на выборах, в прерогативе государства признавать деятельность отдельных иностранных организаций нежелательной на своей территории, в особом контроле за деятельностью иностранных (международных) неправительственных организаций, а также некоммерческих организаций, выполняющих функцию иностранных агентов» (см., например, Красинский В.В. «Защита государственного суверенитета: монография», стр. 608).


Продолжение правового анализа законопроекта, в том числе его ретроспективного аспекта читайте на сайте РАПСИ 22 мая

Арсений Шаболов