НОВОСИБИРСК, 25 авг — РАПСИ. Россия как и другие страны-лидеры по внедрению систем искусственного интеллекта придерживается мягкого регулирования сферы, подчеркнула руĸоводитель праĸтиĸи «Международный арбитраж и трансграничные споры» коллегии адвоĸатов «Регионсервис» Мария Любимова.
«Международное регулирование искусственного интеллекта строится по принципу нежесткого регулирования. Это декларативные нормы, которые носят характер рекомендательных. Во многих странах национальное регулирование данной проблематики очень похоже. Именно мягкое регулирование помогает сфере активно развиваться», − сказала Любимова в ходе форума «Технопром».
Как подчеркнула эксперт, во многих странах-лидерах по внедрению систем искусственного интеллекта регулирование есть, но оно не является жёстким. «Россия с точки зрения как мягкого регулирования, так и законодательного, идёт в ногу с европейскими странами и миром. У нас концепт тот же самый», − сообщила Любимова.
Она подчеркнула, что концепции национального регулирования искусственного интеллекта в России также обозначают рынку и производителям продуктов направления, в которых требуется развитие, в том числе стремительное. «Путём финансирования, конечно, эти направления также поддерживаются», − добавила эксперт.
Она рассказала, что в разных странах регулирование в области искусственного интеллекта построено на принципе уделения особого внимания ряду сфер. «Медицина по важности среди них является одной из первых. Также как и рынок труда, и автомобильная сфера», − отметила Любимова.
Между тем эксперт считает, что вопрос о том, что нужнее в сфере искусственного интеллекта: стандартизация или мягкое регулирование в отсутствие стандартизации остаётся актуальным и каждый национальный правопорядок идёт по своему пути.
«Основной проблематикой мягкого регулирования, о чем и на мировом уровне можно «между строк» прочитать, является вопрос: насколько законы роботехники, которые выражены в принципах международного регулирования, могут быть применены в текущей ситуации, когда очевидно, что основным интересантом развития искусственного интеллекта является оборонная сфера. А вопрос непричинения вреда человеку часто становится во главу угла», − сказала Любимова.
Со своей стороны, другой участник дискуссии, руĸоводитель направления «Правовое развитие» Центра стратегических разработок Максим Башкатов предположил, что для России в сфере регулирования искусственного интеллекта введение стандартов могло бы быть эффективным. «Если вы работаете по какому-то стандарту, который разработан государством, то вы в значительной степени иммунизированы от проверок. Ваша отчётность является минимальной, возможно, вы получите какие-то меры господдержки. Однако если вы работаете не по стандартам или по своему негосударственному стандарту, тогда отчётность повышается», − сказал он.
При этом эксперт выразил опасение, что стандартизация может привести к тому, что производители систем искусственного интеллекта не смогут работать не по стандартам.
Однако Башкатов уверен, что стандартизация необходима для некоторых отраслей, где используются разработки искусственного интеллекта, в первую очередь, для того, чтобы убрать риски. «Непосредственно то, с чем мы столкнулись, стала ответственность разработчиков тех программных продуктов и технологий на основе искусственного интеллекта, которые используются для создания беспилотников. С этой точки зрения право должно разрабатывать те или иные стандарты, иначе будут аварии, будут умирать люди, будет много ситуаций, когда суды не смогут справедливо разрешить спор», − пояснил он.