САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 1 июл - РАПСИ. Цифровизацию судебной системы невозможно воплотить в жизнь без реформы процессуального законодательства, а для популяризации автоматизации судопроизводства можно снизить пошлину заявителям, которые обратились в суд с электронным иском, заявил председатель Белгородского областного суда Олег Усков по видеосвязи на сессии Х Петербургского международного юридического форума (ПМЮФ). 

Он отметил, что одна из главных проблем процессуального закона - в нем заложено, что все построено на письменных документах. 

«Процессуальные институты были сформированы 50-100 лет назад, и тогда они были адекватны, но в настоящее время существуют другие способы общения, технологии, и процессуальный закон должен отвечать духу времени. А сейчас же процессуальные нормы не только не помогают, но даже иногда и мешают автоматизации, усложняет алгоритмы», - указал судья. 

Он привёл в пример положение об обязательном возврате заявителю его искового заявления, если суд вынес решение не принимать его к рассмотрению. 

«И суд вынужден распечатывать электронный иск и отправлять его по почте. Потому что в процессуальных кодексах заложено это понятие именно письменного документа. Или вот заявитель обязан приложить квитанцию об оплате пошлины. А зачем? Ведь можно было бы просто указать в иске УИН квитанции − и все. Но в процессуальном кодексе указано, что надо в письменном виде. В итоге суды завалены бумажной работой. Бывает, когда в деле несколько истцов и ответчиков, то суд тратит на регистрацию целый рабочий день, это же недопустимо! Или подшивание дел, чтобы отправить их в апелляцию или кассацию - колоссальная затрата времени, ресурсов, сил!» - отметил Усков. 

Поэтому, подчеркнул он, цифровизация правосудия должна идти прежде всего с этих изменений, хотя бы избавить суды от бумаги. Судья предложил, например, стимулировать заявителей на подачу электронных исков снижением для них госпошлины. А со временем электронные иски бы полностью вытеснили бумажные - это неизбежно. 

«На мой взгляд, главная проблема внедрения цифровизации, и не только в судебной системе, а вообще, что нет концепции, нет четкого представления и системного подхода, а самое ужасное, нет видения конечной цели, вот поэтому мы видим хаотичное разнонаправленное движение. А конечная цель - это уход от работы руками, там, где это возможно, облегчение процессов для человека», - резюмировал Усков.