Искусственный интеллект позволяет адаптировать учебные программы под уровень подготовки любого студента юридического факультета и в итоге улучшить качество подготовки, отбросив инертность и закостенелость правоведения, считает академический директор образовательной платформы Moscow Digital School Роман Янковский.
Здравствуйте. Хотелось бы поговорить с вами на тему влияния цифровизации на юридическое образование. Сейчас искусственный интеллект активно входит в нашу жизнь и поглощает различные сферы, стоит ли внедрять его в учебный процесс?
— Многие вузы уже внедряют искусственный интеллект в учебный процесс, так что вопрос имеет прямой ответ. Конечно, стоит, потому что искусственный интеллект может очень существенно ослабить бюрократическую методическую нагрузку на преподавателей и в целом облегчить им жизнь. С другой стороны, сделать образование более индивидуальным, лучше подходящим под потребности студента.
Сейчас в нескольких университетах есть образовательная платформа «Цифровое право», которая обучает юристов для цифровой экономики. Считаете ли вы, что необходимо изучать цифровое право как отдельную дисциплину?
— Я противник вот такого паллиативного изменения учебной программы, когда мы просто добавляем туда предмет, который называется «цифровое право» или «цифровая экономика», «цифровая трансформация», как угодно (можно назвать — прим. ред.). И на этом заканчиваем работу.
То есть цифровизация стала таким серьезным феноменом именно потому, что она проникает во все сферы и во все отрасли права. И цифровая тематика должна раскрываться во всех дисциплинах, в том числе в традиционных: в гражданском праве, в уголовном праве.
Если у нас небывалый рост преступности в интернете, значит, мы должны проходить соответствующие темы в рамках особенной части Уголовного кодекса. Если у нас вопрос электронных доказательств возникает, это процессуальные дисциплины должны включать, ну и так далее.
И в этом смысле цифровое право — это вопросы цифровизации отдельных сфер. А как самостоятельный предмет в таком случае там останется не так уж и много. Вопросы, скажем, регулирования интернета, регулирования компьютерных сетей, информация и её правовой режим, блокировки информации те же самые, ну и немножко такой специфики электронной торговли, и всё.
То есть в таком аспекте я за. Но если мы попробуем всё, что мы знаем со словом «цифровое», запихнуть в один предмет и куда-нибудь его поставить подальше в учебный план, я против такого.
Сейчас благодаря интерактивным технологиям наверняка процесс обучения становится гораздо легче, интереснее. Считаете ли вы, что есть какие-то негативные аспекты цифровизации и, может быть, добавите еще каких-то положительных?
— С точки зрения положительных, я с хорошего начну. Как я уже сказал, цифровизация позволяет сделать обучение более индивидуализированным.
То есть мы уходим от поточного обучения, когда студенты, 500 человек, слушает одного лектора, записывает за ним.
То есть всё это теперь можно переводить в онлайн. Можно больше ставить семинаров, можно больше делать каких-то выборных дисциплин, потому что сетка расписания автоматически формируется. Ну вот такие как бы прикладные моменты, но они очень сильно влияют на учебный процесс, на то, как он выглядит со стороны студента.
И в том числе очень важно, что цифровизация позволяет нам сделать работающие тренажеры и симуляторы в рамках юридического процесса. То есть мы можем сделать, например, автоматическую проверку текстов средствами искусственного интеллекта. Раньше это было очень трудозатратно, и ВУЗы просто не могли себе это позволить.
И таким образом мы можем сделать гораздо более приближенные к реальности симуляторы разнообразных юридических процедур. А это в конечном счете улучшит качество практической подготовки наших юристов. Практическая подготовка не в смысле, как некоторые критикуют, что зачем учить человека подавать документы к нотариусу или в суд, он этому всё равно научится.
А именно практические подготовки в плане понимания всех нужных процедур, законотворческого процесса, судебного процесса и так далее, чтобы знания теории не были оторваны от их применения. Но что касается негатива, очень многие инструменты, которые используются в юридическом образовании испокон веков, не выдерживая столкновения с этой новой цифровой реальностью.
Например, взять те же самые курсовые и дипломные работы. С появлением современных моделей искусственного интеллекта это превращается в формальность. И те ВУЗы, которые могут трансформировать вот эту дипломную работу студента в некий проект, которые могут проверить этот проект, которые могут переосмыслить ценность выпускных работ, они здесь, конечно, не будут по правильному пути.
Но есть, к сожалению, вузы, которые просто закрывают глаза. Говорят, мы запретили студентам использовать искусственный интеллект, поэтому у нас курсовые как раньше были, так и сейчас остаются. Но это абсолютно, сами понимаете, неработающая история, потому что студенты уже используют искусственный интеллект, и студенты точно так же раньше начали использовать интернет при написании курсовых, дипломных работ и так далее. И в этом моя основная мысль, что ВУЗы не должны игнорировать цифровизацию, искусственный интеллект и новые наши цифровые феномены.
ВУЗы должны адаптироваться, адаптировать свою программу, адаптировать дисциплину, адаптировать сам процесс обучения. К сожалению, очень немногие готовы это делать. Просто в силу того, что и профессия наша очень инертная, и образование наше юридическое очень консервативное, и нет никакого стимула сверху или снизу, чтобы вузы задумались о том, в какую сторону им начать меняться.
Вы как эксперт, находящийся в эпицентре данной темы, какие прогнозы можете дать относительно будущего юридического образования в условиях цифровизации?
— Ну, с учетом текущего вектора, текущего тренда развития искусственного интеллекта, это, наверное, технология, которая больше всего сейчас «драйвит» вообще юридическое образование в целом, и вот наше цифровое право в частности. Можно предположить, что в будущем образование станет больше подстраиваться под студентов.
Мы сможем переводить учебные материалы на другие языки, мы сможем адаптировать их к уровню студента, мы сможем давать студентам не один вариант задания на 30 человек, а 30 вариантов, и каждый вариант будет отражать конкретного студента, его потребности, его пробелы, которые необходимо заполнить.
То же самое касается и юридических учебников и прочих материалов. То есть теперь у нас не обязательно будет учебник на 1500 страниц и методичка на 20 страниц. У нас будет куча промежуточных вариантов. Потому что, имея искусственный интеллект и вот этот базовый общий текст, мы можем из него сгенерировать пособия на любой вкус и под любое количество времени у студента. И это позволит нам сделать образование менее формальным и более индивидуально ориентированным, а следовательно, более эффективным.
Спасибо вам большое за интервью. Будем рады видеть вас снова.