Президент РФ Владимир Путин отмечает, что российская блогосфера является наиболее демократизированной и свободной, а властям не следует придумывать для нее жесткие рамки. Тем не менее эксперты из самых разных областей то и время поднимают вопросы о контроле блогеров и регулировании их творчества. Нуждаются ли инфлюенсеры в «уроках жизни», достаточно ли законодательной базы для полноценного и эффективного функционирования блогосферы, как блогеры помогают продвигать русскую культуру и в чем их отличие от инфобизнесменов в Открытой студии РАПСИ рассказал сооснователь «Ассоциации Блогеров и Агентств» (АБА) Максим Перлин.


- Максим Леонидович, добрый день. Рада Вас приветствовать в Открытой студии РАПСИ. Хотела обсудить с вами вопросы блогосферы и попыток ее зарегулировать. Очень много экспертов из самых различных областей полагают, что нужно устанавливать жесткие рамки.

- Нам обидно это слышать, поскольку на сегодняшний день это огромная отрасль, которая растет небывалыми темпами. Оборот блогосферы в 2023 году составил 30 миллиардов рублей, что больше радиорекламы и рекламы в печатных изданиях вместе взятых. И при этом из-за того, что этот бизнес на слуху и на виду — каждый законотворец, политический деятель пытается как-то в него залезть, зарегулировать и научить этих людей жить. Хотя, на самом деле, чаще совершая скорее вред, чем пользу для этого рынка.

Законодательной базы на сегодняшний день достаточно. И очень важно, на самом деле, разделить все громкие истории, которые мы сейчас слышим в СМИ: между блогерами и инфобизнесменами. Мы постоянно об этом говорим. Инфобизнесмен — это человек, который продает свой информационный продукт. Скорее, это - образовательная платформа. Мы не обсуждаем качество этого продукта, но если там обещают какие-то небывалые горы и высоты, действительно это нарушение закона. Часто там присутствуют большие обороты и дробления бизнеса.

На самом деле на сегодняшний день уголовных дел всего в России шесть на таких инфобизнесменов. И при этом это накладывает огромную тень на блогеров: сразу огромное количество законотворцев пытается научить блогеров: как правильно надо выставлять контент, как надо обучать детей, как надо любить Родину, какой патриотический контент должен быть, при этом перекладывая собственную функцию на блогеров, которые на самом деле не обязаны абсолютно ничего этого делать.

Они не обязаны нести образовательную функцию, не обязаны нести функцию просветительскую, не обязаны воспитывать какой-то, скажем так, патриотический дух. Это люди, которые рассказывают, что им интересно, делают контент, который им интересно и на этом зарабатывают. Вот мы хотим, чтобы этот рынок примерно таковым и оставался.

- При этом даже представители МИД признают, что многие блогеры вольно или невольно, но, наоборот, пропагандируют русскую культуру, русскую современную жизнь.

- Конечно, это такой общечеловеческий вопрос. Мне кажется, если человек талантлив, слава Богу, этот человек живет в России, слава Богу, его контент настолько интересен, что его смотрят по миру - наоборот мы должны его поддержать, дать ему всевозможные ресурсы, возможность участвовать в западных соцсетях, никак его не ограничивать, датировать его творчество, потому что действительно – это реальное лицо страны.

- Скажите пожалуйста, была дискуссия по поводу введения специального ОКВЭД для блогеров. На каком этапе сейчас этот вопрос? 

- Сейчас этот вопрос рассматривается в Госдуме. Я здесь очень благодарен депутатам Лантратовой и Толстому, которые помогают нам как СРО в этом направлении двигаться. ОКВЭД принципиально важен для того, чтобы отделить блогерскую деятельность от рекламной, потому что блогерская деятельность, например, очень похожа на деятельность мультипликаторов, которые имеют некоторые льготы. Блогерская деятельность очень похожа на деятельность айтишников, которые тоже имеют некоторые льготы.

Мы хотим блогерам, которые действительно пострадали от блокировки западных соцсетей в России — мы хотим им помочь. Мы видим некий фронт: когда блогеры в соцсетях что-то красиво говорят. При этом это очень похоже на IT. Они также сидят у компьютеров, также монтируют видео, также работают в специальных программах, также пишут тексты, также работают с контентом. Работы преимущественно 80% за компьютером: очень похоже на айтишников и мультипликаторов. И именно выделив отдельно ОКВЭД, мы сможем дать какие-то льготы от государства.

- А планируют ли блогеры переходить на отечественные площадки или может уже дублируют там свой контент?

- Честно говоря, у меня точных данных нет, но я убежден, что больше 90% блогеров уже дублируют свой контент на отечественных площадках. Лидером рынка здесь является VK, который действительно дает и интересный формат монетизации, поддерживает блогера, как-то с ними работает. Просто есть примеры и не очень удачные. Например, много ходит слухов о блокировке Youtube, что мы категорически не приветствуем. Не потому, что мы не хотим, чтобы весь этот контент переходил на российские платформы. Но российские платформы на сегодняшний день не готовы.

Rutube, который создавался десятилетиями, как аналог Youtube, чисто технически не готов. Это скорее стала видеоплатформа, онлайн-кинотеатр, платформа для каких-то больших соцсетей. Но ни в коем случае не как замена Youtube с их удобными форматами рекомендаций, форматом shorts и так далее. Поэтому, конечно, мы не хотим, чтобы, прежде всего, пострадал бюджет России от недополучения налогов. И пострадали конечные пользователи, которые смотрят свои любимые шоу на Youtube.

- То есть, сначала площадкам надо подтянуться по качеству, а потом уже привлекать блогеров к себе? 

- На наш взгляд, да. Корреляция должна быть именно такая.

Беседовала Ирина Новикова