Почему с киберпреступностью можно бороться только системными методами? Как Durov-gate изменил саму суть взаимоотношений IT-гигантов и государства? Зачем нужен Цифровой кодекс? И как изменится отечественная блогосфера в будущем?
Главные тренды 2024 года в цифровом дайджесте «Белого Интернета» вспоминает его генеральный директор, член Совета по правам человека при президенте РФ, профессор МГИМО Элина Сидоренко.
Время фиксировать результаты
Важность системной защиты цифровых прав и свобод в уходящем году неоднократно подчеркивалась всеми заинтересованными сторонами: от президента до представителей мелкого IT-бизнеса, напоминает Сидоренко. Глава государства на традиционной встрече с членами СПЧ связал прозрачность и понятность цифровых правил с качеством экономики — в достижении этой цели нам поможет Цифровой кодекс.
«В нём через принципы, установки, позиции и отдельные предписания мы наконец-таки определим, чем занимается каждый участник в экосистеме цифровых отношений. Кто такой потребитель? Кто такой заказчик? Кто такой тот человек, который эту цифровую услугу нам предоставляет? Где начинаются наши цифровые права, а где они завершаются цифровыми обязанностями? Где есть мое авторское право на некоторые цифровые продукты, а где я в обязательном порядке должна уважать цифровые и авторские права других лиц. Это очень важный момент», — отмечает Сидоренко.
Все главные цифровые новости и новеллы уходящего года будут рассматриваться исключительно в общем контексте системности и открытости, считает профессор. Каждая победа в борьбе за цифровые права будет связана с другими положительными действиями и решениями, которые в конечном итоге будут закреплены в кодексе.
«Я почему-то сильно уверена в том, что в 2025 году мы по меньшей мере будем с вами обсуждать новый проект цифрового кодекса. И я думаю, что это обсуждение будет очень горячим, но очень продуктивным», — указывает Сидоренко.
Единство в борьбе с киберпреступностью
Плохая новость заключается в том, что цифровое мошенничество и телефонный обман окончательно оформились в преступную индустрию со сверхкрупным доходом. Но хорошая новость — в том, что мы все быстрее и быстрее нащупываем правильные инструменты и всё активнее мешаем цифровым мошенникам совершать преступления, считает профессор.
«Наконец, все механизмы, ранее использованные в части предупреждения телефонного и интернет-мошенничества, вдруг обрели систему, вдруг стали укладываться в понятные и привычные схемы профилактики. Наконец все заинтересованные люди стали для себя искать нормальные пути донесения этой информации до людей, пытаясь их научить и обезопасить», — указывает глава «Белого Интернета».
Отрадно, что основными векторами борьбы добра с кибер-злом стала техническая блокировка преступных каналов, банковские изменения и цифровая гигиена. Именно она стала ключевым направлением деятельности «Белого Интернета», напоминает Сидоренко.
«Как идентифицировать звонящего, как осуществлять цифровую гигиену во всех нюансах? Мы в рамках «Белого Интернета» запустили большие программы, связанные с разработкой социальной рекламы и социальных программ развития цифровой гигиены. Мы наконец стали понимать, что для того, чтобы предупредить интернет-мошенничество, необязательно работать только с преступниками, выявлять их и предупреждать совершение ими преступлений. Очень важно донести эту информацию до настоящих конечных пользователей интернет-услуг. До тех, кто ещё не успел стать потерпевшим, чтобы они своими действиями предупреждали совершение данных преступлений», — подчеркивает профессор.
Durov-gate
Задержание французскими правоохранительными органами Павла Дурова, безусловно, входит в «копилку» самых знаменательных событий уходящего года в цифровой индустрии. Уголовное преследование IT-энтузиаста и создателя одного из самых популярных мессенджеров первоначально воспринималось с долей здорового скепсиса, однако эта блокбастерная история подарила нам надежду, что государство и цифровые гиганты могут находить общий язык в плоскости закона и соблюдения свобод, отмечает Сидоренко.
«По большому счету, задержание Павла стало ничем иным, как выражением позиций государств о деятельности социальных сетей. Пожалуйста, работайте, только уважайте законы нашей страны. Ваша независимость заканчивается ровно там, где начинается безопасность наших граждан. Об этом говорили и ранее, отмечая не только Telegram, но и поведение других социальных сетей.
И о чудо. Оказывается, что принципы Павла Дурова оказались не настолько незыблемы. И как только речь пошла о личном благе, выяснилось, что на компромисс с государствами социальная сеть может пойти. И уже сегодня мы видим результаты», — отмечает глава «Белого Интернета».
За последние месяцы прибыли мошенников в Telegram упали на 22%, указывает профессор, говоря о положительной динамике. Именно этот кейс поможет государствам и IT-бизнесу найти своё «золотое сечение» во взаимоотношениях и всё чаще и чаще жать друг другу руки, убеждена Сидоренко.
Dura lex, sed lex
Принципиальность Роскомнадзора в контексте блокировок Discord и Viber убедила скептиков в правильности выстраивания последовательной политики при работе медиа-корпораций в России, напомнила профессор. По её словам, наполнение социальных сетей и мессенджеров касается не только взрослых, но и детей, которые формируют будущее нашей страны. Мы согласны только на понятные и прогнозируемые материалы, посты и ролики, отмечает глава «Белого Интернета».
«Это был правильный, сформулированный государством посыл или, как принято сейчас говорить, месседж, который был адресован к социальным сетям. Уважаемые господа, уважайте российское законодательство! <...> Многие коллеги [заблокированных сервисов] не признаются, что поняли этот посыл, но правило используют и аккуратненько удаляют с социальных сетей запрещенный в России контент», — считает Сидоренко.
Профессор также напомнила, что ряд медиа-гигантов продолжает придумывать остроумные с юридической точки зрения ходы и отмазки, которые, по их мнению, помогут оставаться в России, но не исполнять наши законы. Профессор считает, что данный путь развития бизнеса в России — тупиковый и в ближайшее время он закончится из-за изменения политической конъюнктуры в США после выборов.
Понятный рынок SIM-карт
В копилку системной борьбы с киберпреступностью в 2024-м мы должны обязательно отнести и законодательную новеллу о рынке серых SIM-карт, напоминает глава «Белого Интернета». Для законопослушных и честных граждан это изменение не показалось чем-то ограничивающим или отягчающим — мы видим единство. Поскольку все здравомыслящие люди понимают, что закон направлен только на тех людей, кто его не хочет соблюдать.
«Очевидно, что лимитирование SIM-карт на одного человека, а равно установленная понятная и, самое главное, не обходимая левыми путями идентификация карт приведет к положительным результатам. Станет меньше телефонных мошенничеств, меньше людей станут использовать карты для совершения преступлений, в том числе и террористического характера», — отметила Сидоренко.
Конец «прекрасной» эпохи
Системность правил в прошедшем году пришла также и в блогосферу: этот водораздел отодвинул друг от друга законопослушных блогеров и инфомаргиналов с мошенниками на доверии, считает глава «Белого Интернета». Аресты, уголовные дела и налоговые претензии показали решимость государства бороться за законность и соблюдение обязанностей уважающего себя бизнесмена. При этом законопослушные блогеры с проблемами не столкнулись, а лишь в очередной раз вспомнили эти прописные истины честного и законного бизнеса.
«Адекватные блогеры поняли, что государство готово далее последовательно вести работу, направленную на создание правильных условий игры и на прямое взаимодействие с блогерами в части соблюдения действующего законодательства.
С другой стороны, для многих это стало посылом к тому, что блогосфера в России — это все-таки не пристанище для всякого рода гадалок, астрологов и коучей. Теперь это понятная, совершенно разумная информационная среда, которая должна правильно позиционировать и, самое главное, жить в правильном правовом поле», — отмечает Сидоренко.
Налоги и крипта
Ещё один кирпич в стену соблюдения законности стала реформа криптовалют, согласно которой у нас в праве стало закреплено понятие майнинга и созданы понятные налоговые режимы, считает профессор.
«Кажется, что сейчас мы наконец-таки получили понятные налоговые режимы регулирования криптовалют. А это, поверьте, всегда говорит о том, что технология в легальном правовом поле сейчас и надолго. Как будем работать дальше, посмотрим. И мне кажется, что именно в 2025-м году мы наконец-таки заговорим о российской транснациональной криптоэкономике, которая будет ориентирована на использование наших цифровых ресурсов вовне, на привлечение к нам новых технологий, новых специалистов, нового, в конце концов, рынка», — резюмировала Сидоренко.