МОСКВА, 16 окт — РАПСИ. Легкость поиска информации о конкретном человеке порождает новые формы кибербуллинга, требующие мер реагирования от государства и общества, заявила член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ), гендиректор АНО «Белый Интернет» Элина Сидоренко.
Сегодня существует от 6 до 20 видов травли в интернете, и возникает множество вопросов по квалификации таких деяний, отметила Сидоренко в рамках научно-практической конференции «Новое пространство международного сотрудничества».
«Например, киберсталкинг уголовно не наказуем, но травля, связанная с киберсталкингом, уже наказуема. В криминологии формируется новое понятие «антикиберсталкинг», которое ориентировано на ограничение незаконной слежки», – отметила глава «Белого Интернета».
Также она подчеркнула, что цифровой след дает большой объем личной информации, и возникает вопрос, можно ли считать сталкингом сбор информации по открытым источникам.
Необходимость конкретики
В августе в законодательстве появилась новая норма, предусматривающая повышенную ответственность за «треш-стримы», напомнила глава «Белого Интернета». При этом Сидоренко считает, что право нуждается в конкретике и уточнении относительно того, что составляет объективную сторону правонарушения.
«Остаётся открытым вопрос о том, что образует объективную сторону этой нормы. Это может быть деяние, совершаемое и транслируемое в прямом эфире, или же просто запись, размещенная в Сети, независимо от времени её совершения», — подчёркивает глава «Белого Интернета».
Отсутствие ясных критериев при расследовании таких преступлений ставит под сомнение превентивный эффект новой нормы и может привести к правовым неясностям, резюмировала Сидоренко.