Власти объявляют сверхмасштабную амнистию, которая даже позволяет пересмотреть приговоры с высшей мерой наказания и заменить расстрелы пятилетним сроком заключения. Остальным осуждённым также существенно сокращаются сроки, а сектанты, участники кронштадтского мятежа, дезертиры и нарушители плана продразверстки и вовсе полностью освобождаются от наказания, каким бы суровым оно не было. 

РАПСИ продолжает знакомить читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 8 ноября 1921 года. 


Амнистия. Постановление Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.

В ознаменование 4-й годовщины власти трудящихся и в связи с окончанием гражданской войны и переходом на мирное строительство, Президиум В. Ц. И. К. постановил:

В отношении лиц, осужденных по приговорам народных судов и революционных трибуналов, Всероссийской Чрезвычайной Комиссии и ее органов, административных отделов управления и иных органов, коим принадлежит право наложения наказания и привлечения к суду:

1. Освободить полностью от отбывания наказания всех, приговоренных с ограничением и без ограничения прав к условному лишению свободы.

2. В отношении лиц, приговоренных к лишению свободы и содержанию под стражей, в тюрьме и в лагерях принудительных работ, либо приговоренных к таковым, но переведенным затем на работы без содержания под стражей постановлениями исправительно-трудовых отделов и губернских распределительных комиссий – сократить сроки наказания, согласно следующим правилам:

а) в отношении лиц, осужденных на сроки до одного года – освободить полностью;

б) в отношении лиц, осужденных на сроки от одного года до 3 лет – сократить наполовину;

в) в отношении осужденных на сроки от 3 до 5 лет – сократить на одну треть.

Примечание: при исчислении срок надлежит принимать за исходный срок подлежащий отбытию совершившим преступление после применения к нему предыдущих амнистий.

3. В отношении лиц, приговоренных к высшей мере наказания, дела о коих находятся в стадии кассационного разбирательства, обязать кассационные инстанции при рассмотрении дела ставить вопрос о применении к осужденным настоящей амнистии в виде замены высшей меры наказания лишением свободы на пять лет, разрешая его, однако, каждый раз своим постановлением в зависимости от существа дела.

4. Амнистия применяется во всяком случае в виде освобождения от наказания, независимо от сроков в отношении осужденных:

а) сектантов, не связанных с контрреволюционными организациями;

б) осужденных за невыполнение продразверстки, на коих не распространялось постановление Наркомюста от 29 апреля 1921 года о прекращении таковых дел в связи с изменением продовольственной политики;

в) на участников кронштадтского мятежа, рабочих и крестьян, вовлеченных в движение по малосознательности;

г) на дезертиров гражданской войны без исключения.

5. Амнистия не распространяется:

а) на осужденных к высшей мере наказания, коим последняя заменена затем судом, вынесшим приговор или в силу предыдущих амнистий лишением свободы, независимо от сроков отбытого или подлежащего еще отбытию наказания;

б) на осужденных за бандитские преступления;

в) на осужденных за участие в белогвардейских заговорах, шпионаже и открытых вооруженных выступлениях и на деятелей антисоветских политических партий;

г) на имущественные взыскания, наложенные в виде наказания.

6. В отношении подследственных, и если дела о них не подходят под категорию подлежащих прекращению по статье 4-й настоящей амнистии, вопрос об амнистии разрешается судом в момент слушания дела о них, согласно правилам, изложенным в статьях 1-5 настоящего постановления.

7. В отношении подследственных, дела коих не подлежат передаче в суд, числящихся за ВЧК и ее органами, и не подпадающих по характеру преступлений под статью 5 настоящего постановления:

а) подлежат полному прекращению дела о лицах, в отношении коих соответствующий орган Ч. К. счел возможным к моменту опубликования настоящей амнистии пребывание их на свободе под расписку или поручительство в виде меры пресечения;

б) в отношении привлеченных к делу и содержащихся к моменту опубликования настоящей амнистии под стражей – максимальный срок наказания подлежит исчислению в один год с момента разрешения дела о них соответствующей чрезвычайной комиссией;

в) в отношении подследственных, содержащихся под стражей более 6 месяцев к моменту опубликования настоящей амнистии – максимальный срок наказания подлежит исчислению в один год с момента заключения под стражу.

Примечание: Дела о лицах, подпадающих под действие настоящей статьи, подлежат разрешению в течение месяца.

8. Предложить ВЧК в месячный срок пересмотреть списки административно-высланных с тем, чтобы освободить от наказания тех, чье возвращение не представляет опасности для РСФСР.

9. В отношении лиц, осужденных народными судами и ревтрибуналами, амнистия подлежит проведению в жизнь губернскими распределительными комиссиями в течение месячного срока со дня опубликования акта об амнистии с доведением до сведения соответствующих судебных мест; в отношении же лиц, подпадающих под действие статей 7 и 8, ВЧК и ее местными органами по принадлежности. Жалобы на применение или неправильное применение амнистии могут быть подаваемы в недельный срок с момента объявления или по истечении месячного срока со дня опубликования акта об амнистии, если постановление о применении или неприменении амнистии к жалобщику вовсе не было ему объявлено и направляются в местный губотел юстиции. Все такого рода жалобы размещаются губернским отделом юстиции окончательно, кроме случаев, предусмотренных статьей 3-й настоящего постановления и аналогичных случаев, могущих иметь место при применении судами статьи 6-й, в каковых случаях никакого обжалования не допускается.

10. Органы, применяющие амнистию, имеют право в отдельных случаях возбуждать перед Президиумом ВЦИК ходатайство о неприменении амнистии по отношению к отдельным лицам, освобождение коих может представить опасность для Республики.

11. Наблюдение за неуклонным проведением в жизнь настоящего постановления и разрешение всех спорных вопросов, могущих возникнуть при его проведении, возлагается на Народный Комиссариат Юстиции.

12. Настоящее постановление вводится в жизнь по телеграфу.

Председатель ВЦИК М. Калинин.

Секретарь ВЦИК А. Енукидзе.

Москва, Кремль, 4 ноября 1921 г.

(Известия В. Ц. И. К., №250)

Подготовил Евгений Новиков 

*Стилистика, орфография и пунктуация публикаций сохранены