Аркадий Смолин, обозреватель РАПСИ

 

У контролеров в пассажирском транспорте фактически не осталось мер воздействия на безбилетных пассажиров. ФГУП "Мосгортранс", видимо, решил кардинально сменить стратегию, уповая на культуру и воспитание пассажиров, а не на штрафы.

Это связано с принятием 9 ноября 2009 года Федерального закона № 249-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Из кодекса исчезла статья, которая наделяла контролеров предприятия правом взимать штрафы на месте совершения административного правонарушения. Заметим, что делать это государственным службам запрещено законодательно еще с 2007 года.

Контролеры больше не могут штрафовать зайцев в транспорте>>

Так что с 20 ноября, при обнаружении в салоне автобуса, троллейбуса или трамвая пассажира без билета, контролер обязан в тактичной форме предложить купить его у водителя. В случае отказа, "зайца" сначала попросят выйти из транспорта на ближайшей остановке.

Интересно, что даже если пассажир откажется пойти хоть на такой компромисс, контролер все равно не должен применять к нему никаких методов воздействия, кроме вежливого и тактичного убеждения. Как поясняют в "Мосгортрансе", контролеры не могут влиять на поведение пассажира, его личное воспитание и личную культуру.

Новые методы воздействия

И все же для наиболее ретивых контролеров предусмотрен выход даже из этой ситуации. Во-первых, он может связаться с ближайшим постом милиции. Теоретически милиционер после этого должен войти в транспорт на одной из ближайших остановок и выписать безбилетнику штраф. Причем его также не удастся оплатить на месте: для этого придется идти в отделение "Сбербанка". Если же у "зайца" не окажется при себе документа удостоверяющего личность, его могут забрать в отделение до выяснения личности.

Более реалистично выглядит второй метод: контролер может попросить водителя транспортного средства остановиться. Все пассажиры будут ждать, пока безбилетник не выйдет или не расплатится. В таком случае, в отличие от контролеров, пассажиры вполне могут воздействовать на поведение "зайца" чрезвычайно эмоционально и даже физически.

Заметим, что этот метод уже несколько лет назад взяли на вооружение водители, после того как возле их кабины в наземном транспорте установили турникеты. Теперь они без всяких полномочий отказываются трогаться с места, пока пассажиры, вошедшие через среднюю и заднюю двери или пролезшие под турникетом, не оплатят билет.

Лучше вовсе без билета

Такое ограничение полномочий контролерам компенсировали правом изымать социальные карты москвича у пассажиров, которым они не принадлежат. С 1 декабря этого года "зайцам" выгоднее будет ездить вовсе без билета, чем брать взаймы бесплатный проездной у родственников или знакомых.

Передаваться изъятые соцкарты будут в "Мосгортранс". Каким образом реальные владельцы смогут их вернуть пока неизвестно.

Юридическая проблема

Практическая состоятельность новых правил вызывает серьезные сомнения, в том числе и по юридическим причинам. Дело в том, что безбилетному пассажиру контролер может лишь вручить квитанцию об административном правонарушении (согласно закону города Москвы № 45). Штраф в 100 рублей гражданин обязан в течение 40 дней оплатить через банк. Однако протокол должен содержать ряд обязательных реквизитов, в частности, паспортные данные нарушителя. Требование же предъявить документы обязательно для выполнения, только если оно исходит от сотрудника правоохранительных органов.

Сложно представить ситуацию, когда котроллеров, например в час пик, будут сопровождать милиционеры, или ждать их звонка на автобусных остановках. К тому же "Мосгортранс" никак не уточняет, какие последствия грозят гражданину, если он попросту выбросит бланк для уплаты штрафа.

Альтернативное решение

Эксперты предполагают, что в скором времени будет разработан выход из сложившейся коллизии. Наиболее вероятным признается замена штрафа "дополнительными услугами". Например, контролеры могут продавать билеты с доплатой за его доставку непосредственно к сидению. Эта "услуга", которую "зайцу" оказал контролер, может быть оценена как раз в сумму штрафа за безбилетный проезд. Такая практика уже давно и достаточно успешно применяется в пригородных электричках.

Охота на лжеконтролеров

Пока же это решение не принято (и не факт, что это когда-либо случится) "Мосгортранс" решил переключить свое внимание на мошенников. Предприятие предлагает москвичам активнее жаловаться на контролеров, сообщая обо всех нарушениях новых правил. В сообщении предприятия говорится, все контролеры ознакомлены под роспись и проинструктированы о внесенных изменениях.
Если же какой-либо контролер требует с пассажира уплаты штрафа на месте, можно быть уверенным, что он – мошенник, сообщается в пресс-релизе "Мосгортранса". О каждом таком случае предлагается немедленно сообщать в правоохранительные органы.
Заметим, что информация о жертвах лжеконтролеров до сих пор продолжает поступать из самых разных городов страны. Самое крупное мошенничество было ими совершено в январе этого года, когда с одной из пассажирок лжеконтролеры взыскали "штраф" в размере 20 тысяч рублей.

Зарубежный опыт

Интересный способ борьбы с безбилетными пассажирами придумали в Харькове. Местный «Горэлектротранс» нанял следить за порядком в наземном транспорте частную компанию «Сафари». После того как к обычным кондукторам присоединились бойцы охранного агентства, платить за проезд харьковчане стали исправнее.

Сходную меру воздействия на безбилетников применяют в Индии. Там билеты в пассажирском транспорте продают профессиональные бойцы.
Но наиболее радикальный метод борьбы с "зайцами" существовал в Германии. По утверждению ряда источников, в 1934 году с помощью радио и газет была распространена информация, что с определенного числа безбилетный проезд будет караться расстрелом. Через несколько дней было объявлено, что расстреляно пять человек, после чего желание ездить бесплатно у народа пропало на многие десятилетия вперед.

Психологический мотив

На самом деле, именно такое "пораженческое" решение "Мосгортранса" может вызвать гораздо лучший эффект, чем самые радикальные изобретения. Возможно, чиновники учли психологический закон под названием "спортивный интерес": чем больше трудностей встречает человек на пути к чему-либо, тем больше у него возникает соблазнов их преодолеть.

Именно таким образом можно объяснить феномен, почему  в странах с мягким контролем очень редко встретишь безбилетного пассажира. Например, в берлинском метро, где вообще нет никаких турникетов и увидеть контролера – большая удача, сродни победе в лотерее, гораздо больший процент пассажиров покупает билеты, чем в парижском метро, где "зайцам" приходится преодолевать многоступенчатую систему барьеров на входе и проверки билетов внутри.

Возможно, после того как российские контролеры перестали взимать штрафы в городском транспорте, у пассажиров пропадет азарт безбилетного проезда, место которого займет чувство собственного достоинства. Ведь построить как правовое, так и цивилизованное общество насильно невозможно.