Аркадий Смолин, обозреватель РАПСИ
Подозреваемые или обвиняемые имеют право безнаказанно давать на следствии и в суде ложные показания для своей защиты, сказано в разъяснении Верховного суда (ВС) РФ. Согласно Конституции, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
У гражданина есть право не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников. Близкими родственниками считаются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дед, бабушка, внуки, а также супруг. Все эти люди могут отказаться от дачи показаний по уголовным делам в отношении своих родственников и не несут за это уголовной ответственности. Задача обвинения доказать вину, что бы преступник ни говорил.
Поводом для разъяснения послужило дело россиянина, которого Мособлсуд осудил на восемь лет колонии строгого режима за убийство.
"В приговоре суд в качестве отягчающих обстоятельств указал, что подсудимый пытался направить следователей и суд по ложному следу. Однако лживые показания против себя самого не являются отягчающим обстоятельством, все отягчающие обстоятельства перечислены в статье 63 УК РФ, и в этом перечне такого обстоятельства нет", - рассказал пресс-секретарь ВС РФ Павел Одинцов.
Судебная коллегия изменила приговор: из него были исключены указания на неправдивые речи преступника. Сам осужденный остался в колонии отбывать срок за убийство, а его дело включено в обзор судебной практики, направленный во все суды страны, чтобы у судей не возникало разночтения в толковании норм закона.
ВС разъясняет очевидные вещи
Разъяснение Верховного суда РФ по поводу права обвиняемых давать на следствии и в суде ложные показания для своей защиты, на самом деле, является лишь напоминанием о действующих нормах.
Известный адвокат Дмитрий Аграновский пояснил, что это право подозреваемых и обвиняемых прописано в статье 46 Уголовно-процессуального кодекса России. Аграновский подчеркнул, что безнаказанно подозреваемый может клеветать только в отношении самого себя, если же он клевещет на другого или унижает своими показаниями достоинство другого человека, то за это его привлекают к уголовной ответственности.
"Верховный суд РФ иногда разъясняет совершенно очевидные вещи, прописанные в законе", - заметил адвокат. Он пояснил, что так происходит потому, что некоторые судьи неправильно применяют нормы российского законодательства.
Тем не менее, российские правозащитники разошлись в оценках документа. Член Общественной палаты РФ Ольга Костина видит в разъяснении ВС "довольно опасную тенденцию". По ее мнению, указанная норма "означает, что преступник просто отказывается давать какие-либо разъяснения и показания, для того чтобы не сделать себе хуже… Это мировая практика, но подменять отказ от дачи показаний вовсе ложными показаниями, что является на самом деле уголовной статьей - довольно странно", - подчеркнула Костина.
Правозащитница считает, что разъяснение Верховного суда - это своего рода отмена наказания за лжесвидетельство.
Костина намерена обратить внимание президента "на то, что головная тема, с которой он шел на выборы, ну как-то пренебрежительно отбрасывается чиновниками, если не искажается по смыслу".
В свою очередь директор Московского бюро по правам человека Александр Брод считает, что данное разъяснение ВС поможет избежать "заказных процессов" и вынудит российские суды создать большую состязательность. По его словам, сторона обвинения должна будет более тщательно готовить доказательства вины преступника, а адвокаты должны будут парировать эти обвинения.
"Я думаю, что Верховный суд идет по пути гуманизации нашей правовой системы. Он предусматривает и права обвиняемого, обращает внимание суда на эти вопросы", - подчеркивает правозащитник.
В то же время, по его мнению, "совершенно справедливо, что свидетели не освобождаются от ложных показаний, они должны нести за это ответственность".
"Данное разъяснение поможет судам избежать заказных процессов, потому что практика показывает, что есть заказные процессы, процессы с несправедливыми обвинениями, с обвинениями явно завышенными, неоправданными для данного вида преступления. Этот шаг просто позволит улучшить нашу судебную практику", - подчеркнул Брод.
Профессиональные лжесвидетели
Почти столетие назад Александр Куприн писал о профессиональных лжесвидетелях, имевшихся в распоряжении почти каждого уважаемого адвоката: "людях странного образа жизни, готовых за штоф водки подписать что угодно".
Сегодня эта профессия снова обретает популярность. Российское уголовное и уголовно-процессуальное законодательство дает привлекаемому к уголовной ответственности гражданину практически безнаказанную возможность вводить в заблуждение следователей и суд, а также просить свидетелей, потерпевших и прочих участников суда принять активное участие в его обмане.
Лжесвидетельство становится опасной тенденцией, разваливающей гражданские и уголовные дела. За последние три года, по данным Судебного департамента при ВС, за лжесвидетельство осудили не одну сотню человек. Однако наказание они понесли символическое, по сравнению с нанесенным правосудию и обществу ущербом.
Если прежний Уголовный кодекс грозил за дачу заведомо ложных показаний лишением свободы до одного года, то нынешний ограничивается штрафом. В 1996 году размер штрафа составлял от 100 до 200 тысяч рублей. Сегодня, согласно статье 307 УК РФ, лжесвидетельство наказывается штрафом в размере до 80 тысяч рублей. Максимальный срок ареста по этой статье - три месяца.
Часто эти деньги не компенсируют даже затраты на работу дознавателей, следователей, прокуроров и судей, которые вынуждены разоблачать лжесвидетельство с помощью допросов, очных ставок, следственных экспериментов, экспертиз и прочих следственных мероприятий. Моральный ущерб для общества, когда с помощью лжесвидетеля преступник уходит от ответственности, не поддается монетизации.
Правозащитники заявляют об угрожающем распространении опасной тенденции, когда сотрудники милиции не свидетельствуют против своих обвиняемых коллег, давая суду ложные показания. Уход сотрудников милиции от ответственности рождает в обществе ощущение беззащитности и безнадежности, дает почву для распространения правового нигилизма.
Эксперты отмечают, что наиболее распространена практика лжесвидетельства в ходе рассмотрения обстоятельств дорожно-транспортного происшествия. Поиск «свидетелей» ДТП, которые никогда не были на месте происшествия, с помощью обвинений в газетах стало обыденным явлением.
Зарубежная практика
Найти законодательство о лжесвидетельстве либеральнее российского в Европе очень сложно. Попытка дать ложные показания во французском суде может обернуться обманщику семью годами заключения. В Швеции ложь под присягой оценивается сроком от шести месяцев до восьми лет тюрьмы.
В Швейцарии свидетель, эксперт, переводчик, если дает ложные показания, наказывается каторжной тюрьмой на срок до пяти лет. В Великобритании несколько лет назад частный детектив за ложные показания на бракоразводном процессе отправился в тюрьму на пять лет.
Законодательство США также сурово относится к ложным показаниям правоохранительным органам и суду. Иногда за лжесвидетельство преступник получает более суровое наказание, чем по статье, за нарушение которой он, собственно, и был привлечен к ответственности. Однако во время ареста и вплоть до вердикта суда обвиняемому позволяется хранить молчание, не принимая участие в работе следователей.