МОСКВА, 27 янв — РАПСИ. Сбор социально значимой информации о России западными маркетинговыми агентствами должен быть ограничен, считает заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин.

«Половину российского рынка маркетинговых услуг и исследований занимают компании, которые напрямую или косвенно принадлежат американскому или европейскому капиталу. Они практически открыто выполняют задачи по сбору самой разнообразной внутренней статистики, метаданных, которые потом превращаются в аналитические отчёты для зарубежных правительств о состоянии социально значимых российских рынков. Такая беспечность представляется мне опасной», - сказал Горелкин в ходе круглого стола «Под колпаком: как и зачем зарубежные IT-компании следят за нами?»

Парламентарий считает, что необходимо рассмотреть вопрос о регламентировании, а лучше об ограничении для зарубежных  компаний из недружественных стран доступа к сбору данных об экономике и о жителях России. «Здесь мы не придумываем велосипед. Это зеркальные ответные меры на те санкции, которые ввели против нас европейские правительства», - сказал он, напомнив, что девятый пакет санкций ЕС напрямую запрещает оказывать россиянам услуги по рекламе, исследованиям рынка, опросам общественного мнения. 

Горелкин посетовал, что теперь в России не могут получать маркетинговую информацию о европейцах, при этом никак не контролируется объём собираемых данных на российском рынке.

Как пояснил депутат, личные данные - это не только информация, которая по закону относится к категории персональных данных, а с любого пользователя интернет-платформ собирается максимальное количество разнообразной информации. «Анализируется весь перечень поведенческой информации: движение курсора мыши, этапность нажатия на те или иные ссылки, анализируются цифровые потоки и профили», - отметил он.

Горелкин подчеркнул, что «совокупность сотен тысяч, миллионов цифровых профилей является очень интересной и вкусной информацией, которая используется не только для рекламных целей, но и может представлять интересы для сотрудников спецслужб, аналитических агентств, для государств, которые преследуют определённые стратегические интересы».

«Эти риски отчётливо понимают на Западе. Там мы видим развитие антимонопольных исков и формирование определённых защитных механизмов. У нас те же самые тренды», - добавил он. 

Кроме того, Горелкин рассказал о доработке законопроекта о рекомендательных сервисах. «Законопроект находится в доработке, мы нашли формулу, как его доработать, чтобы он был одинаково исполняем всеми игроками рынка. Надеюсь, что мы его внесём, но пока сложно говорить о датах. Я буду аккуратнее в формулировках, конкретную дату внесения называть не буду», - сказал замглавы комитета.

Как пояснил депутат, в случае принятия законопроекта о рекомендательных сервисах действительно существует определённый риск, что иностранные интернет-компании смогут обходить эти требования. «Разумеется, именно поэтому законопроект до сих пор не внесён. Мы понимаем, что появление ограничителей в рекомендательных алгоритмах создаст ситуацию неравной конкуренции российских сервисов и зарубежных», - сказал он, отметив, что иностранцы в существующей геополитической ситуации могут позволить себе не выполнять требования закона, а российским игрокам придётся определённый ресурс тратить.

Замглавы комитета считает, что сразу необходимо предусмотреть меры ответственности за неисполнение закона, вплоть до ограничения доступа к зарубежным ресурсам, которые откажутся его выполнять и сделать алгоритмы прозрачными для пользователей.

«Хотя некоторые иностранные платформы, не дожидаясь подобных законодательных актов в США и Европе, начинают демонстрировать определенную открытость в рекомендациях», - рассказал он.