САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 16 янв - РАПСИ, Михаил Телехов. Положение законопроекта о применении УК РФ на территориях новых субъектов Федерации, согласно которому не будет признаваться преступным и наказуемым деяние, совершенное в ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях до 30 сентября 2022 года, если оно было направлено на защиту интересов РФ или этих регионов, призвано убрать ответственность за уже сложившиеся годами на Украине уголовные дела против пророссийских активистов, считает Управляющий партнер петербургской юридической фирмы CLC, кандидат юридических наук Наталья Шатихина.

Преступным признаваться не будет

Проект Федерального закона "О применении положений Уголовного кодекса (УК) РФ и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области" прошел первое чтение в Государственной думе РФ. Его очень ждут представители правовых институтов, юристы, адвокаты, работающие в новых регионах России. Но этот законопроект вызывает острую полемику в профессиональных кругах.

Он предполагает, что уголовное судопроизводство на территориях вновь образованных субъектов осуществляется по правилам, установленным Уголовно-процессуальным кодексом (УПК) РФ, а преступность и наказуемость деяний, совершенных на территориях новых субъектов Российской Федерации до 30 сентября 2022 года и иные уголовно-правовые последствия этих деяний определяются в соответствии с нормами уголовного законодательства России.

В нем предусматривается запрет на поворот к худшему при квалификации деяния и назначении наказания, допустимость использования доказательств, полученных до даты присоединения новых регионов, признание законными судебных решений также принятых до этой даты, отказ в возбуждении уголовного дела, если деяние не является преступлением по уголовному законодательству РФ и так далее.

Но самые серьезные споры вызвала часть 2 статьи 2 законопроекта о применении УК РФ, согласно которому не будет признаваться преступным и наказуемым деяние, совершенное на территории новых субъектов Федерации до 30 сентября 2022 года, если оно было направлено на защиту интересов России или этих субъектов. Некоторые представители юридического сообщества даже назвали его не соответствующим Конституции РФ. Но большинство экспертов не сомневаются в его соответствии Основному закону страны.

Шпионаж в свою пользу - не шпионаж

Как объяснила РАПСИ Наталья Шатихина, вызвавшая споры норма не противоречит Конституции РФ. Она считает, что законодатели таким образом пытаются убрать ответственность за уже сложившиеся годами на Украине уголовные дела против пророссийских активистов.

"Новые поправки в УК, это абсолютная калька с поправок, принимавшихся после вступления в Российскую Федерацию Крыма и Севастополя. Кроме спорного пункта. В нем в силу молниеносности вхождения новых территорий тогда не было необходимости. Но это совершенно нормальная практика. Шпионаж в пользу своей страны - ни в одной стране мира не шпионаж. "Экстремизм" в виде пророссийской деятельности - не экстремизм с точки зрения российского законодательства", - поясняет Шатихина.

По мнению Шатихиной, проблема закона, касающегося применения УК РФ в Крыму и Севастополе,  как и проблема нового законопроекта в том, что законодатели распространили и сейчас распространяют действие УК РФ на события до вхождения новых регионов в состав РФ.

"Нам ничего с юридической точки зрения не мешает применять в отношении событий до 30 сентября 2022 года украинское право в части, не противоречащей нашему УК. Это нормальная  практика, достаточно распространенная в мире. Российские суды применяют иностранное право при совершении нашими гражданами преступлений в других странах. История такие примеры тоже знает - ФРГ после вхождения в ГДР много лет применяла в допустимой части законодательство недавнего врага. Наше право пошло по другому пути в Крыму, примут и здесь, и нам с этим работать. Проблемы будут, как и с применением УК в Крыму. Жалоб в этой части потом было немало", - говорит адвокат.

Имея перед глазами примеры применения "крымских поправок", Шатихина уверена, что будут проблемы с трактованием и новых поправок, например в расследовании преступление против налоговой системы Украины.

"То же касается преступлений, где объектом выступают внешнеэкономические отношения, финансово-денежная, денежно-кредитная системы. Потом есть вопросы госслужбы и должностных преступлений. Что делать с чиновником, находящимся под следствием или признанным взяточником по украинским законам? Тут много вопросов к преступлениям, которые не касаются общеуголовных составов", - считает Шатихина.

Также она обратила внимание, что если с Крымом и Севастополем сразу были четко определены границы регионов, то применение УК на территориях наших новых субъектов, которые мы пока не контролируем, будет технически затруднительно.

По ее мнению, можно активнее использовать другие институты, которые есть в российском законодательстве, например, институт помилования, малозначительности, что позволит нивелировать сложные ситуации с толкованием пространственных коллизий закона.