САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 1 ноя - РАПСИ, Михаил Телехов. Конституционный суд (КС) РФ считает, что в законе "О безопасности дорожного движения" должны быть установлены сроки обмена гражданином Российской Федерации иностранного водительского удостоверения на национальное в связи с его переездом в нашу страну на постоянное место жительства. Об этом говорится в новом Постановлении КС РФ, опубликованном на его официальном сайте.

Соответствующее решение было вынесено КС РФ в связи с жалобой жителя Хабаровского края Дмитрия Брашкина.

"Заявитель просил проверить конституционность пункта 12 статьи 25 Федерального закона "О безопасности дорожного движения". Норма признана не соответствующей конституции РФ. Постановление основано на ранее вынесенных правовых позициях суда", — сообщает пресс-служба КС РФ.

Иностранные права не признали

Согласно оспариваемому положению, лица, постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие на территории Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений, а при отсутствии таковых – на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений. 

Как следует из материалов дела, Брашкин приехал в Хабаровский край из Казахстана и в 2017 году получил российское гражданство. Управляя автомобилем, он пользовался водительским удостоверением, полученным в Казахстане.

"В 2019 году его оштрафовали на 5 тысяч рублей за езду без прав. Суды, опираясь на оспариваемую норму, указали, что иностранные водительские удостоверения действительны в России только для лиц, временно пребывающих на территорию страны, а не для тех, кто переехал в Россию на постоянное место жительства", — изложили детали жалобы в пресс-службе КС РФ.

По мнению Брашкина, оспариваемая норма нарушает его конституционные права, и он обратил внимание КС РФ на то, что в ней отсутствуют сроки для обмена иностранного национального водительского удостоверения на российское.

Пока только законопроект

Как отметил КС РФ, действующее законодательство предусматривает право гражданина России, постоянно проживающего в стране, быть участником дорожного движения с водительским удостоверением государства, присоединившегося к Конвенции о дорожном движении, каким является Казахстан.

В то же время судебная практика (постановления судей Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2018 года №38-АД18-8, от 9 декабря 2020 года №31-АД20-6 и др., а также позиция судов в деле Д.С. Брашкина — прим. ред.) исходит из того, что при участии в дорожном движении в Российской Федерации управление транспортными средствами при наличии действительного иностранного национального водительского удостоверения допустимо лишь для лиц, не проживающих постоянно на ее территории. "Согласно такому подходу это право отсутствует у лиц, имеющих названное удостоверение и переехавших на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, в том числе в связи с приобретением ими российского гражданства, с момента переезда", — поясняет КС РФ, подчеркивая, что оспоренная норма предполагает необходимость в таком случае обмена иностранного водительского удостоверения на российское.

При этом КС РФ отметил, что ни Конвенция о дорожном движении, ни российское законодательство не устанавливают срок, в течение которого гражданину необходимо заменить права.

"Дополнительным подтверждением отсутствия в законодательстве норм, позволяющих наказывать граждан, не поменявших права, является внесенный в Государственную думу РФ правительственный законопроект об устранении неопределенности в отношении срока обмена водительских прав в таких случаях", — уточняет пресс-служба КС РФ. 

Поэтому оспоренный пункт признан не соответствующим Конституции РФ. Федеральный законодатель вправе установить разумные сроки замены водительских удостоверений. Правоприменительные решения по делу гражданина Брашкина подлежат пересмотру.