МОСКВА, 21 окт - РАПСИ, Наталья Белова. Арбитражный суд Москвы отклонил иск ЗАО "Коммерческое агентство аэропорта Домодедово" (КААД) к ОАО "Аэропорт Внуково" о взыскании 351,9 миллиона рублей, передает корреспондент агентства РАПСИ/infosud.ru из зала суда.
Спор между компаниями возник в связи с банкротством в 2008 году альянса AiRUnion, в который входили авиакомпании "Красноярские авиалинии" ("Красэйр"), "Домодедовские авиалинии" (ДАЛ), "Самара", "Омскавиа" и "Сибавиатранс". Базовым аэропортом альянса AiRUnion был аэропорт "Домодедово", однако из-за растущей задолженности авиакомпаний по договорам наземного обслуживания в августе 2008 года он отказался обслуживать рейсы альянса.
"Внуково" выступило поручителем по текущим долгам этих авиакомпаний за период с 12 августа по 7 сентября 2008 года, на время перебазирования самолетов из "Домодедово" во "Внуково".
Данным иском - на 352 миллиона рублей - КААД взыскивает с поручителя задолженность авиакомпании ДАЛ за оказанные услуги.
Представитель ответчика в ходе заседания заявил,что не признает исковые требования и истец не представил никаких доказательств, подтверждающих данную сумму иска.
Это уже не первый круг рассмотрения дела. Суды трех инстанций первоначально удовлетворили иск КААД в полном объеме. Они пришли к выводу, что объем ответственности поручителя включает в себя задолженность за оказанные услуги по наземному обслуживанию за май-июль 2008 года, срок оплаты, которых наступил 6 сентября 2008 года. Однако в марте Высший арбитражный суд (ВАС) РФ отправил дело на новое рассмотрение.
Ранее ответчик, исполняя решение суда, перечислил денежные средства истцу. Суд в пятницу, отклонив иск, также и удовлетворил заявление ответчика о повороте исполнения решения, в виде возврата истцом "Аэропорту Внуково" обратно 352 миллиона рублей.
Позиция ВАС РФ
ВАС отметил, что взыскание с аэропорта задолженности авиакомпании за уже оказанные услуги в период с 21 мая 2008 года по 31 июля 2008 года противоречит пункту 2 статьи 363 Гражданского кодекса РФ, так как договором поручительства предусмотрен иной объем ответственности поручителя.
В постановлении президиума говорится, что выраженная воля поручителя в отношении ограничения размера его ответственности была направлена лишь на оплату оказанных агентством авиакомпании в определенный период времени услуг со сроком возникновения права требования их оплаты с 12 августа 2008 года, а не на погашение уже имеющейся задолженности, по оплате которой должнику была предоставлена отсрочка.
При этом не имеет правового значения для установления объема ответственности поручителя продление сторонами соглашения срока оплаты ранее оказанных услуг, отмечается в постановлении президиума.
Иски к "Внуково"
Базовым аэропортом альянса AiRUnion был аэропорт "Домодедово", однако из-за растущей задолженности авиакомпаний по договорам наземного обслуживания в августе 2008 года он отказался обслуживать рейсы альянса.
После этого российскими авиарегуляторами было принято решение перевести рейсы AiRUnion во "Внуково", чтобы обеспечить перевозку оставшихся пассажиров. ОАО "Аэропорт Внуково" выступило перед КААД поручителем авиакомпаний, входивших в альянс AiRUnion, гарантировав оплату текущей задолженности со сроком возникновения с 12 августа 2008 года и сроком оказания услуг не позднее 7 сентября 2008 года.
КААД в декабре 2008 года подало иски на общую сумму около 821 миллиона рублей к ОАО "Аэропорт Внуково" по взысканию долгов авиакомпаний "Красэйр", ДАЛ и "Самара". Внуковский аэропорт выступал поручителем по долгам авиакомпаний AiRUnion в период перебазирования этих самолетов из "Домодедово" во "Внуково" с 12 августа по 7 сентября 2008 года.
В Арбитражном суде Москвы также рассматривается иск ЗАО "Коммерческое агентство аэропорта "Домодедово" (КААД) к ОАО "Аэропорт Внуково" о взыскании 453,26 миллиона рублей по долгам авиакомпании "Красноярские авиалинии".
В мае Федеральный арбитражный суд Московского округа направил это дело на новое рассмотрение в арбитраж Москвы, изучив кассационную жалобу ОАО "Аэропорт Внуково". Заявитель обжаловал постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 ноября 2010 года. Тогда было удовлетворено заявление КААД о взыскании с "Внуково" 453,26 миллиона рублей по долгам авиакомпании "Красноярские авиалинии". Кассационная инстанция указала, что суд, принимая решение, не учел правовой позиции Высшего арбитражного суда РФ по аналогичным искам. Рассмотрение этого иска арбитражный суд Москвы назначил на 8 декабря.
Долги "Самары"
КААД также обратилось в арбитраж Москвы с иском о взыскании с авиакомпании "Самара" 97,645 миллиона рублей, из которых 14,954 миллиона рублей истец просил взыскать солидарно с должника и поручителя - аэропорта "Внуково".
Арбитраж Москвы в октябре 2009 года отказал в иске к аэропорту "Внуково", а производство по требованиям к авиакомпании "Самара" прекратил, так как в ней арбитраж Самарской области к тому времени ввел процедуру наблюдения и требования КААД были включены в реестр требований кредиторов.
Девятый арбитражный апелляционный суд решение суда первой инстанции изменил, постановив взыскать с Внуково в пользу КААД 14,954 миллиона рублей, после чего денежные средства были переведены на расчетный счет ЗАО "КААД".
Однако Федеральный арбитражный суд Московского округа в мае 2010 года постановление апелляции отменил, удовлетворив кассационную жалобу аэропорта "Внуково", и оставил в силе решение арбитража Москвы. Позже ВАС отклонил заявление КААД о пересмотре дела в порядке надзора.