Незаконной является рубка лесных насаждений с нарушением требований законодательства. Например, рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов, в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов, отмечает Второй кассационный суд общей юрисдикции. 


Суть дела 

На рассмотрение Судебной коллегии по уголовным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции поступила жалобе жителя Тверской области на приговор, в соответствии с которым он был признан виновным в незаконной рубке лесных насаждений в особо крупном размере (часть 3 статьи 260 УК РФ). 

В тексте жалобы осужденный просил приговор отменить, а уголовное преследование в отношении него прекратить ввиду отсутствия в его действиях состава преступления. 

Заявитель утверждал, что рубка леса носила законный характер, судом неправильно определен размер причиненного ущерба, он является завышенной, а заявитель оплатил ту сумму, которую ему указало лесничество. 

Отсутствие разрешения 

Однако суд кассационной инстанции не нашел оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

«По смыслу закона, незаконной является рубка лесных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки», — указывает кассация. 

Приговором суда установлено, что рубка лесных насаждений была произведена фигурантом при отсутствии каких-либо разрешительных документов. Данное обстоятельство осужденный в своей кассационной жалобе не оспаривал, уточняет кассационный суд.

Кроме того, из материалов дела следует, что договор купли-продажи леса был заключен с осужденным после рубки лесных насаждений и в общем количестве 211 кубометров, а оплата в сумме 17 510 рублей произведена им лишь после выявления контролирующим органом факта незаконной рубки леса.

Разъяснения Президиума ВС 

В конце июня Президиум Верховного суда (ВС) РФ утвердил Обзор судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды, в котором, в частности, разъяснил особенности рассмотрения дел о незаконной рубке лесных насаждений. 

В документе высшая инстанция уточнила сроки для подачи деклараций после совершения сделок с древесиной. Так, определяется, что срок на представление лесной декларации начинает течь с даты заключения (изменения или прекращения действия) соответствующего договора. Также отмечается, что декларация подлежит представлению независимо от того, был ли исполнен договор, то есть произошла ли фактическая поставка древесины или нет.

Кроме того, ВС указал, что способность природы к самовосстановлению не может служить основанием для освобождения от ответственности лиц, допускающих неправомерное использование ее ресурсов.