Верховный суд РФ рассмотрел жалобу на налоговые органы, которые заставили акционера оплатить НДФЛ в связи с получением дохода от продажи акций. 


Инспекция посчитала, что истец не может быть освобождён от уплаты налога, так как он приобрёл ценные бумаги ещё в 1994 году, а значит пункт 17.2 статьи 217 Налогового кодекса на него не распространяется. 

Заявитель же обращал внимание, что в 2011 году ОАО, акции которой он держал, было реорганизовано в форме присоединения к другому ОАО с конвертацией ценных бумаг. Истец реализовал акции второй ОАО в рамках обязательного выкупа в феврале 2018 года, то есть в период действия части 7 статьи 5 в редакции Федерального закона №395-ФЗ. Поэтому им в налоговый орган была сдана декларация, в которой доход от продажи ценных бумаг заявлен как не подлежащий налогообложению.

Мнения судов 

Однако судебные инстанции позицию истца не поддержали. 

Отказывая во взыскании суммы излишне уплаченного налога, суд исходил из того, что абзацем вторым пункта 17.2 статьи 217 НК РФ предусмотрено, что при реализации акций (долей, паев), полученных налогоплательщиком в результате реорганизации организаций, срок нахождения таких акций в собственности налогоплательщика исчисляется с даты приобретения им в собственность акций (долей, паев) реорганизуемых организаций, а поскольку заявителем акции реорганизуемого ОАО были приобретены 14 февраля 1994 года, то на полученный от реализации этих акций доход распространяются положения абзаца первого указанной нормы.

Позиция ВС

Частью 7 статьи 5 Федерального закона №395-ФЗ значение закрепленного в ней понятия «приобретение» не ограничено какой-либо формой или способами приобретения акций налогоплательщиком. Этой нормой закона определен, как условие освобождения от налогообложения дохода, полученного при отчуждении акций, лишь временной период приобретения налогоплательщиком акций — после 1 января 2011 года. 

«Из норм законодательства следует, что акции как эмиссионные ценные бумаги, выпущенные разными эмитентами, не являются одним и тем же имуществом, следовательно, прекращение права собственности на акции одного эмитента в результате конвертации этих акций в акции другого эмитента является, по сути, возникновением права собственности на другой объект», - отмечает ВС.

Он также указывает, что, согласно законодательным нормам, в результате реорганизации юридических лиц в форме присоединения ценные бумаги, принадлежащие реорганизуемому обществу, аннулируются.

«Несмотря на то, что конвертация акций в случае реорганизации акционерного общества реализацией не является, данное корпоративное событие влечет прекращение владения налогоплательщиком акциями присоединяемого общества и возникновение права собственности на акции общества, к которому происходит присоединение», - поясняет высшая инстанция. 

Присоединенное ОАО прекратило свое существование, а значит, прекратились и отношения между ним и держателями его акций, уточняет ВС. 

То обстоятельство, что следствием реорганизации в форме присоединения стала конвертация акций одного ОАО в другое не может приравниваться к продолжению владения акциями для целей определения даты приобретения акций применительно к части 7 статьи 5 Федерального закона №395-ФЗ с учетом того, что прежнее юридическое лицо прекратило существование, указано в определении. 

Следовательно, истцом в результате конвертации были приобретены новые акции, при этом ограничений по применению положений пункта 17 статьи 217 НК РФ, связанных с основанием приобретения акций, Федеральный закон №395-ФЗ не содержит, делает вывод высшая инстанция. 

Иное толкование и применение пункта 17 статьи 217 НК РФ противоречит сути данной налоговой льготы и лишает любого налогоплательщика, который приобрел акции в результате реорганизации эмитента, в том числе путем присоединения к нему другого юридического лица, права на освобождение от уплаты налогов, гарантированного законом, подчеркивает ВС.

Он также обращает внимание на недопустимость дискриминационного налогообложения: налоги должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

Следовательно, если налоговым законом однозначно изложены условия предоставления льготы в форме, не допускающей различного толкования, правила применения данной налоговой льготы должны применяться таким образом, чтобы дифференциация прав налогоплательщиков осуществлялась по объективным и разумным критериям, отвечающим требованиям закона, отмечает ВС. 

Поэтому толкование налоговым органом права налогоплательщика на освобождение от налогообложения дохода от продажи акций, приобретенных при реорганизации акционерного общества, поставленное в зависимость от факта предшествующего владения конвертированными в них акциями другого акционерного общества, не является допустимым, подчеркивает высшая инстанция. 

ВС пояснил, что положения абзаца 2 пункта 172 статьи 217 НК РФ, введенного законом от 23 июня 2014 года №167-ФЗ, не влияют на момент возникновения права собственности на ценные бумаги, а лишь являются дополняющей нормой, предоставляющей дополнительную льготу - возможность включить в срок владения акциями, полученными налогоплательщиком в результате реорганизации организаций, срок владения акциями реорганизуемых, в том числе в форме присоединения, организаций, поясняет высшая инстанция.

В связи с чем Судебная коллегия по административным делам ВС определила направить дело о взыскании суммы излишне уплаченного налога на доходы физических лиц на новое рассмотрение в суд первой инстанции. (vsrf.ru/stor_pdf.php?id=2126802)

Алиса Фокс