Всемирное движение по противодействию коррупции Transparency International (TI) опубликовало 2 ноября очередное ежегодное исследование – Индекс взяткодателей (ИВ)-2011.
Главный вывод составителей данного рейтинга применительно к России: если отечественные компании не изменят собственную практику ведения бизнеса за пределами РФ, инвестиционная привлекательность нашей страны в обозримом будущем будет вызывать, как и сейчас, немало вопросов.
Методология
Ежегодный Индекс TI составляется следующим образом. Исследователи ранжируют 28 стран-экспортеров и 19 секторов экономики по уровню применения неформальных (коррупционных) практик и приемов при ведении бизнеса за рубежом.
В процессе подготовки данного исследования были опрошены более трех тысяч представителей бизнеса из развитых и развивающихся стран. Респондентам пришлось высказать собственное мнение об особенностях ведения бизнеса в каждой из 28 стран, с которыми их связывали деловые интересы, а также о релевантных для них секторах экономики.
Страны-участницы в Индексе-2011 оценивались по десятибалльной шкале (см. таблицу 1). Максимальный результат (достигнут Нидерландами и Швейцарией) означает, что опрошенные были уверены, что компании из этой страны никогда не дают взятки за рубежом.
Минимальный (им могут «похвастать» Мексика, Китай и Россия – зарубежные инвестиции двух последних по итогам 2010 года составили 120 млрд. долларов США) предполагает, что компании дают взятки чиновникам и представителям регулирующих органов других стран в абсолютном большинстве случаев.
К слову, Россия не впервые замыкает подобный рейтинг. В 2008 году по данным опросов наша страна набрала 5,9 балла. Результат текущего года – 6,1 балл.
Таблица 1. Индекс взяткодателей за 2011 год
Количество баллов определяется ответами руководителей компаний на вопрос, насколько часто фирмы той или иной страны, с которыми они имеют деловые отношения, прибегают к подкупу (0 = всегда, 10 = никогда)
Ранг |
Страна / Территория |
Балл Индекса взяткодателей 2011 |
|
|
|
1 |
8.8 |
|
1 |
Швейцария |
8.8 |
3 |
Бельгия |
8.7 |
4 |
Германия |
8.6 |
4 |
Япония |
8.6 |
6 |
Австралия |
8.5 |
6 |
Канада |
8.5 |
8 |
Сингапур |
8.3 |
8 |
Великобритания |
8.3 |
10 |
США |
8.1 |
11 |
Франция |
8.0 |
11 |
Испания |
8.0 |
13 |
Южная Корея |
7.9 |
14 |
Бразилия |
7.7 |
15 |
Гонконг |
7.6 |
15 |
Италия |
7.6 |
15 |
Малайзия |
7.6 |
15 |
Южная Африка |
7.6 |
19 |
Тайвань |
7.5 |
19 |
Индия |
7.5 |
19 |
Турция |
7.5 |
22 |
Саудовская Аравия |
7.4 |
23 |
Аргентина |
7.3 |
23 |
ОАЭ |
7.3 |
25 |
Индонезия |
7.1 |
26 |
Мексика |
7.0 |
27 |
Китай |
6.5 |
28 |
Россия |
6.1 |
|
Средний балл |
7.8 |
Промежуточные итоги
Выводы составителей Индекса взяткодателей-2011 для нашей страны неутешительны. Впрочем, таковыми они были и все последние годы, учитывая "почетные" последние места, которые РФ из года в год занимает в подобном рейтинге.
Общее мнение авторов: России будет крайне сложно убедить нынешних и потенциальных инвесторов в эффективности противодействия коррупции внутри страны, если российский бизнес в третьих странах будет систематически доказывать обратное.
Некоторую надежду на изменение ситуации, на взгляд составителей рейтинга, даёт принятие нового российского законодательства, в частности, вводящего ответственность за коррупцию юридических лиц и за подкуп иностранных должностных лиц. Данные поправки в Уголовный кодекс РФ были приняты нашей страной в рамках подготовки к присоединению к конвенции Организации Экономического Сотрудничества и Развития о борьбе со взяточничеством.
Важно также отметить, что, согласно исследованию, чаще других оказываются склонны давать взятки компании, задействованные в строительном секторе (см. таблицу 2). Данная тенденция отмечается как в целом по мировому бизнесу, так и в значительной части российских компаний.
Сфера строительства и государственных контрактов занимает последнее место в рейтинге ИВ-2011 с результатом 5.3 балла. Авторы Индекса отмечают, что именно в строительном секторе нарушение установленных правил и некачественное выполнение работ может иметь катастрофические последствия для общественной безопасности.
Составители также акцентируют всеобщее внимание на повышенной склонности к использованию подкупа предприятиями нефтегазового сектора. Добывающие отрасли уже на протяжении длительного времени отличаются повышенными коррупционными рисками. Так, на компании, ведущие деятельность в богатой нефтью Нигерии, за подкуп должностных лиц только в 2010–2011 годах были наложены штрафы, сумма которых превышает 3.2 млрд. долларов США.
Наиболее же "чистыми" с коррупционной точки зрения являются легкая промышленность и сельское хозяйство (7.1 балл).
Таблица 2. Восприятие вероятности подкупа должностных лиц иностранных государств по секторам экономики Perceptions of Foreign Bribery by Sector
Количество баллов определяется ответами руководителей компаний на вопрос, насколько часто фирмы, относящиеся к тому или иному сектору, с которыми они имеют деловые отношения, прибегают к подкупу (0 = всегда, 10 = никогда)
Ранг |
Сектор |
Балл сектора |
|
|
|
1 |
Сельское хозяйство |
7.1 |
1 |
Легкая промышленность |
7.1 |
3 |
Гражданская авиакосмическая промышленность |
7.0 |
3 |
Информационные технологии |
7.0 |
5 |
Банковское дело и финансы |
6.9 |
5 |
Лесная промышленность |
6.9 |
7 |
Потребительские услуги |
6.8 |
8 |
Телекоммуникации |
6.7 |
8 |
Транспорт и хранение |
6.7 |
10 |
Вооружения, оборона и военная промышленность |
6.6 |
10 |
Рыбная промышленность |
6.6 |
12 |
Тяжелая промышленность |
6.5 |
13 |
Фармацевтика и здравоохранение |
6.4 |
13 |
Производство и передача энергии |
6.4 |
15 |
Горная промышленность |
6.3 |
16 |
Нефть и газ |
6.2 |
17 |
Недвижимость, собственность, деловые и юридические услуги |
6.1 |
17 |
Коммунальные услуги |
6.1 |
19 |
Контракты по государственным проектам и строительству |
5.3 |
|
Средний балл |
6.6 |
Подготовил Владимир Новиков