РАПСИ запускает новый проект — «Цифра в законе». В нем наши авторы и приглашенные профильные эксперты будут раскрывать детали футурологических трансформаций привычной реальности. Наши темы: правовые стороны цифровизации, интернет-трендов и внедрения новых технологий. 

Проект открывает серия материалов, посвященных той стороне Telegram, которую его преданные пользователи стараются не замечать. В первой серии  как Telegram претендует на место СМИ и чем это грозит аудитории.


Новые медиа

Платформа Telegram создавалась как безопасная площадка для обмена личными сообщениями. Но сегодня она скорее воспринимается как альтернатива средствам массовой информации.

Еще пять лет назад советник президента России по вопросам развития интернет-сегмента Герман Клименко предлагал рассматривать каналы в Telegram как СМИ. 

«Только недавно мы признали, что блоги — это СМИ, мы тут же перешли в социальные сети, только мы нашли определение социальных сетей, вдруг опять вернулись «похороненные» мессенджеры», — говорил Клименко в 2017 году.

В том же году председатель комитета Госдумы по информполитике Леонид Левин отмечал, что мы имеем дело с новыми медиа, которые обошли в оперативности традиционные СМИ и соцсети. 

При этом оперативность законодательной и регуляторной реакции на развитие мессенджера заметно уступает. Только в конце прошлого года Роскомнадзор внес Telegram в реестр социальных сетей (его участники обязаны выявлять и блокировать противозаконный контент). У Роскомнадзора до сих пор нет решения, как заставить крупные telegram-каналы регистрироваться в качестве СМИ.

Какие признаки СМИ можно выделить у Telegram? Оперативность, easy access (доступность информации), присутствие всех основных жанровых и стилистических элементов. Среди других признаков «современного СМИ», определяемых самими журналистами: превращение мессенджера в площадку, «где есть место пропаганде, злонамеренной клевете, публикации компромата, информационным вбросам, в общем всему тому, что в профессиональной среде пиарщиков принято называть «размещаловом». 

Отсюда следует аксиома, доказательству которой будет посвящен этот материал: 


ключевая роль Telegram в развитии СМИ состоит в дискредитации всех форм медиа как источника информации. Telegram разрушает веру в существование независимой журналистики и объективных материалов, размещенных в интересах читателей, а не заказчиков.


Каналы Telegram формируют доверие к себе как источнику информации якобы независимому от корпоративных интересов. Анонимность каналов подается как залог их откровенности, готовности публиковать самую опасную и тайную инсайдерскую информацию. Эффект «запретного плода», созданный попыткой блокировки мессенджера, сформировал мифологизированное доверие аудитории: большинство подписчиков каналов и ботов в мессенджере «не доверяют традиционным СМИ» (37,5%) и «предпочитают получать информацию из первоисточника» (29,5%) (данные SimilarWeb). 

В действительности же мессенджер сегодня зачастую используется для размещения заказных материалов, которые отказались публиковать медиа, опасающиеся последствий действия Закона о СМИ (данные опроса пиарщиков автором материала). Telegram этой нормой не ограничен, как и журналистской этикой, поэтому авторы и владельцы каналов могут себе позволить не осуществлять даже элементарный фактчекинг. 

Рынок платных услуг, предоставляемых на площадке мессенджера, быстро разрастается. По данным Левина, 95% каналов Telegram созданы для монетизации. 

Ренессанс черного пиара

Пиарщики отмечают взрывной рост числа агентств, занимающихся размещением черного пиара, компромата, заказных «расследований» и других материалов, используемых, в частности, в бизнес-войнах, недобросовестной конкуренции при борьбе за выгодные контракты. Последним таким пиком был рубеж прошлого десятилетия, когда «сливные» порталы достигли апогея своего развития, но еще воспринимались многими пользователями как полноценные СМИ. 

Причину нового расцвета рынка черного пиара в России специалисты связывают с возможностями Telegram. Дискредитировавшие себя «сливные» порталы сегодня достаточно хорошо известны даже самому широкому кругу пользователей. А значит, публикуемая на них информация больше не вызывает доверия и резонанса, что сказывается как на эффективности ее размещения, так и на стоимости. Невыгодно стало обеим сторонам: заказчикам и владельцам сайтов.  

В этой ситуации Telegram с его имиджем неподконтрольной госорганам и спецслужбам площадки стал очень удобным инструментом для пиарщиков, журналистов и пренебрегающих этикой бизнесменов. Как говорил Маршалл Маклюэн, «The Medium is the Message». В данном случае имидж площадки мессенджера оказывается важнее репутации непосредственно канала и становится тем медиумом, который меняет содержание месседжа, придавая даже откровенно заказному компромату (зачастую попросту выдуманному, чему способствует ограниченный по размерам формат постов) черты инсайдерского откровения.

Особенность устройства Telegram заключается в том, что верификацией контента служит не наличие ссылок на достоверные источники (поскольку анонимное устройство мессенджера нигилистически отрицает институт авторитетов), а количество публикаций в разных каналах. Благодаря этому любая фантазия может стать непреложным фактом — основой для настоящей новости.

Участники медиарынка и проведенные журналистами разных изданий эксперименты доказывают, что все каналы, где в настоящий момент свыше 5 тысяч подписчиков, берут «джинсу» (расценки приведены, в частности, в издании FLB). Деньги берутся либо напрямую, либо через специальные агентства-посредники, либо через бенефициаров (зачастую они формально не являются владельцами) каналов.

В некоторых популярных каналах заказными могут быть до 30-40% постов. Но и цена в них небольшая: около 30 тысяч рублей. При этом, по данным «Ведомостей», цена рекламного размещения в политическом сегменте статусного telegram-канала может доходить до 450 тысяч рублей.

Причина такого высокого ценника — самомнение аудитории Telegram, которая верит в критичные навыки своего мышления (гордится, что не смотрит телевизор), но при этом настолько доверяет The Medium, что пренебрегает простейшими процедурами интеллектуальной гигиены: фактчекингом и проверкой, кому это может быть выгодно. В результате эта аудитория используется заказчиками как инструмент бесплатного распространения информации, вбрасываемой, например, в борьбе за новый рынок или контракт.

Рынок «джинсы»

Профессиональные журналисты СМИ в ходе подготовки своих расследований мониторят десятки и даже сотни материалов, в том числе иноязычных, копаются в официальной документации, опрашивают людей и пишут запросы в различные органы. На рынке же Telegram залогом достоверности материалов выступают лишь количественные показатели самого канала: число подписчиков и просмотров.

Однако в плане бесконтрольного распространения фейков и угрозы дефолта достоверности любой медийной информации не столько опасен сам Telegram, сколько использование его традиционными медиа. Именно так легитимизируются сегодня компромат и вбросы. 

Устоявшаяся схема выглядит примерно следующим образом:

1. Серия схожих публикаций на мелких каналах;

2. Перепосты или пересказ темы в нескольких крупных каналах;

3. Выход новости или статьи со ссылкой на самые популярные каналы в «отмывочных» СМИ (зачастую единственным подтверждением факта публикуемой информации является ссылка на анонимный telegram-канал);

4. Иногда более влиятельные и статусные СМИ эти материалы перепечатывают или даже «опровергают», чтобы распространить информацию шире;

5. Содержание опубликованных в самых популярных СМИ материалов снова пересказывается в telegram-каналах, однако теперь уже со ссылкой на профессиональное журналистское издание. 

Иногда на основании постов в Telegram телеканалы делают целые сюжеты.

Специфика Telegram как медиа, не являющегося СМИ, состоит в том, что в нем можно публиковать материалы, которые не пропустил бы ни один профессиональный редактор, опасаясь иска. 

«Откуда брались инсайды? Сначала я пытался пробивать информацию по источникам. В какой-то момент мне прямо сказали: «Че ты паришься? Придумай». Схема написания постов была приблизительно следующая: 33% — правда, 33% — полуправда и еще 33% — фейк», — рассказывал один из наемных авторов популярных каналов. 

Покупка репутации

Как говорилось выше, репутация и влиятельность канала обусловлена лишь количественными показателями: числом подписчиков и средним количеством просмотров постов. В связи с этим полезно будет узнать, как создается данная репутация. Профессионалы (предлагающие свои услуги на ТГ-рынке) описывают стандартную схему появления нового статусного канала: 

1. Канал накручивают ботами и доводят количество подписчиков до минимально значимой цифры (3-10 тысяч подписчиков, в зависимости от тематики);

2. Покупка рекламы: популярные каналы за деньги размещают рекомендацию паблика, включают его в свои рекламные списки или просто делают репосты;

3. Перешедшие по ссылке люди видят внушительное число подписчиков, что воспринимается как признак наличия в нем интересного или эксклюзивного контента, и пополняют их число.

Например, журналисты издания LIGA.net провели эксперимент: потратив 200 долларов, они стали владельцами одного из самых популярных (а значит, и влиятельных) анонимных украинских Telegram-каналов.

«Мы создали канал под названием «Общество плоской земли». У него два подписчика (это мы). Он абсолютно пустой. Мы написали конспирологический пост в худших традициях анонимных пабликов. Заказали накрутку 20 000 подписчиков (2 900 грн) и 25 000 просмотров (1 995 грн). Заказ занял всего две минуты. 25 000 просмотров получили в течение 30 минут после заказа 20 000 подписчиков в течение двух дней. Вот и все. Мы создали один из крупнейших конспирологических пабликов. Осталось просто купить рекламу в других каналах», — написано на сайте издания. 

Резюмируем, в Telegram достоверно можно купить:

- подписчиков;

- просмотры;

- накрутку голосований; 

- «пакетные предложения» (каждый пост приводит к добавлению определенного числа подписчиков). 

Telegram-угрозы 

Основные недобросовестные практики воздействия telegram-каналов на аудиторию:

1) черный пиар и клевета (формирование ложного представления у аудитории);

2) шантаж (распространение компромата зачастую сопровождается требованием денег за его удаление, непубликацию или публикацию опровержения);

3) пропаганда и нативная реклама (зачастую заказчики оформляют свои тексты под стилистику каналов, где они размещаются, в результате чего читатели принимают их за авторский контент).

От «черных» методик Telegram страдают даже весьма влиятельные организации, издания и люди (можно даже сказать, что в последнее время размещение черного пиара служит едва ли не признанием высокого статуса объекта заказа). Среди них, например, первый зампредседателя правления «Сбербанка» Лев Хасис: ряд каналов публиковали о нем ложную негативную информацию, чтобы оказать давление и заставить принять нужные заказчикам недостоверных публикаций решения.

Все большее распространение получает шантаж в Telegram: анонимные каналы (иногда подконтрольные одному человеку) распространяют компромат, предварительно предлагая его выкупить либо удалить посты. Однако есть признаки успешной борьбы с этим явлением. Например, сейчас находится в заключении Владимир Воронцов, известный под никнеймом «Омбудсмен полиции». Он специализировался на публикациях о нарушениях в работе правоохранительных органов, пока его не поймали на вымогательстве 300 тысяч рублей у бывшего сотрудника московской полиции.

Новым способом мошеннического заработка владельцев telegram-каналов и заказчиков постов стала публикация фейковых новостей с целью повлиять на ситуацию на рынке. Например, один популярный канал выложил фальшивую новость о том, что нефтяная компания «Сургутнефтегаз» якобы собирается приобрести пакет акций «Лукойла». Это привело к скачку цен акций «Сургутнефтегаза». В итоге фейк пришлось опровергать лично главе «Лукойла» Вагиту Алекперову. 

Как отличить заказной материал? 

Помимо очевидных признаков заказного материала (его легко найти, вбив в поиск: черный пиар) устройство Telegram позволяет ориентироваться на наглядные признаки: 


поскольку стоимость заказного поста зачастую коррелирует с количеством просмотров, которые гарантирует обеспечить исполнитель, легко заметить, как число в нижнем левом углу некоторых постов на порядки отличается от стабильного среднего показателя количества просмотров в канале. С большой долей вероятности это означает, что данный заказной пост был прогнан через просмотры ботов.


Другой причиной такого разброса цифр может являться вхождение канала в партнерскую сетку, обеспечивающую серию репостов. Чаще всего это свидетельствует о публикации заказа через бенефициара сетки каналов. 

Какие признаки у качественного материала в ТГ? Наличие гиперссылок на все приведенные в тексте факты. Причем лучше не лениться нажимать на них, чтобы хотя бы понять, куда они ведут. Например, автор этого текста недавно столкнулся с ситуацией, когда в свежем посте популярного профильного канала фраза «постоянно дает комментарии» вела на новость от 2014 года. Таким образом, получаем еще один признак явно заказного поста: 


наличие ссылок создает иллюзию объективности, но авторы рассчитывают, что читатели поленятся на них нажимать, поскольку содержание этих ссылок прямо противоречит тому, что постулирует автор поста.


В следующей публикации РАПСИ изучит рынок правовых telegram-каналов, определив уровень их независимости и достоверности публикуемой информации. 

Также в ближайшее время в нашей новой рубрике будет размещен материал о том, как ограничение деятельности Tor ускоряет превращение Telegram в альтернативу даркнету.

Арсений Шаболов