Ленин издаёт декрет «О лишении свободы», которым устанавливается высший предел наказания для признанных судами опасными для советского строя граждан в виде лишения свободы, а также принудительных работ без содержания под стражей в пять лет. Правовой акт также разъясняет порядок условно-досрочного освобождения заключённых. В декрете отмечается, что судебные власти должны предоставить осуждённым возможность исправления и приспособления к трудовой жизни.

РАПСИ продолжает знакомить читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 25 марта 1921 года.*


Декрет о лишении свободы

Принимая во внимание, что лишая свободы лиц, признанных для советского строя опасными, судебные и административные органы Советской Республики должны преследовать цель:

1) постановить таковых лиц в фактическую невозможность причинять вред;

2) предоставить им возможность исправления и приспособления к трудовой жизни, Совет Народных Комиссаров постановляет:

Установить следующие общие начала изоляции лиц, признанных опасными для Советской Республики, и перевода их от более строгих форм изоляции к менее строгим, вплоть до срочного освобождения от наказания:

1) Установить высший предел наказания лишением свободы, а также принудительными работами без содержания под стражей в пять лет.

2) В случае применения вместо лишения свободы принудительных работ, без содержания под стражей, отмечать в приговорах один из двух видов этого наказания: общественно-принудительные работы или принудительные работы по специальности.

3) Обязать все судебные учреждения указывать в приговорах о лишении свободы, подлежит ли осужденный более строгой или менее строгой изоляции.

4) Установить нижеследующий порядок условно-досрочного освобождения заключенных, осужденных по приговорам Народных Судов и Ревтрибуналов:

I. Условно-досрочное освобождение выражается либо в полном освобождении от наказания, либо в сохранении принудительных работ без содержания под стражей на весь оставшийся срок его или часть его.

II. Ходатайство о досрочном освобождении может быть возбуждено самим лишенным свободы, его близкими, организациями, учреждениями и должностными лицами не ранее отбытия заключенным половины срока наказания. Судебные учреждения не имеют права возбуждать вопроса о досрочном освобождении.

III. Право представления к досрочному освобождению ранее половины срока имеют лишь Губернские Распределительные Комиссии.

IV. Ходатайства принимаются: а) в Народный Суд или Ревтрибунал, постановивший приговор, если лишенный свободы отбывает наказание в районе им подведомственном; б) в Народный Суд или Ревтрибунал по месту отбывания наказания, если (место это) находится в другом районе.

Примечание. При рассмотрении ходатайства по месту отбывания наказания должно быть затребовано подлинное дело.

V. Ходатайство о досрочном освобождении рассматривается Народным судом или Революционным Трибуналом не позже, чем в месячный срок со дня поступления, в открытом судебном заседании, с вызовом как самого отбывающего наказание, так и лиц или представителей учреждений, возбудивших ходатайство об его освобождении, причем неявка какого-либо из них не останавливает рассмотрения дела.

VI. Во всех случаях рассмотрения ходатайств о досрочном освобождении обязательно присутствие в качестве эксперта представителя Губернской Распределительной Комиссии.

VII. Если досрочно освобожденный совершит в течение неотбытого срока наказания такого же рода преступление, то он немедленно, до постановления нового приговора, лишается свободы по постановлению судебного или следственного органа. Назначаемый судебными органами срок по новому приговору лишения свободы или принудительных работ без содержания о стражей не может быть менее того срока, на который первоначально было сокращено наказание. А по совокупности не должен превышать пяти лет со дня нового приговора.

Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин).

Управляющий делами Н. Горбунов.

Секретарь Л. Фотиева.

(Известия В. Ц. И. К.)

Подготовил Евгений Новиков


*Стилистика, орфография и пунктуация публикаций сохранены