Система колониализма, представляющая собой захват и подчинение слаборазвитых государств, а также народов, находившихся на догосударственных этапах развития, изначально включала в себя составной частью политику нарушения прав человека в колонизуемых регионах. Поэтому национально-освободительная борьба покоренного населения имела целью не только достижение государственной независимости, но и защиту прав коренных народов, утративших свой суверенитет.

О роли ООН и Организации африканского единства в этом процессе рассказывает в одиннадцатом эпизоде своего расследования кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.


Мировая общественность в лице международных организаций в своих выступлениях против колониализма в качестве неотъемлемой части своей политики, направленной на освобождение народов, имела в виду и защиту прав человека в зависимых странах. Таким образом деколонизация и защита прав человека рассматривались в совокупности и нераздельности.

В Уставе Организации Объединенных Наций, принятом в 1945 году, в трактовке концепции коллективной безопасности, предполагающей осуществление международного сотрудничества «в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера», говорится и о «поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии». 

В статье 55 этого Устава подчеркивается, что «всеобщее уважение и соблюдение прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии» является одним из важных условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных отношений между государствами. 

В 1970 году ООН одобрила Декларацию о принципах международного права, в преамбуле которой отмечается важность «поддержания и укрепления международного мира, основанного на свободе, равенстве, справедливости и уважении основных прав человека». Эти документы, говорящие о правах человека, послужили концептуальной и нормативной основой для дальнейшего нормотворческого процесса в правозащитной сфере, являющейся в настоящее время наиболее прогрессивным направлением деятельности ООН.

Во Всеобщей декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 г., члены ООН «обязались содействовать, в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод». 

В период разработки Комиссией ООН по правам человека проектов двух международных пактов о правах человека на Африканском континенте основной проблемой оставалось освобождение народов Африки от колониального ига. В то же время на всеафриканских конференциях при участии лидеров национально-освободительных движений, наряду с проблемой деколонизации, затрагивались и проблемы, связанные с нарушениями прав и свобод человека в странах Африки.

Учредительный акт региональной организации стран Африки — Устав Организации африканского единства (ОАЕ) был принят 25 мая 1963 г. В Уставе ОАЕ нашли отражение существующие на тот момент политические проблемы стран Африки, но о правах человека говорилось совсем немного - вскользь, главным образом в русле ключевой проблемы деколонизации и осуждения апартеида на континенте. В преамбуле Устава ОАЕ речь шла о свободе, равенстве, достоинстве, которые соответствовали главной цели создания ОАЕ — освобождению народов Африки от колониализма.

Отсутствие принципа защиты прав человека, а также конкретных положений о правах человека в Уставе ОАЕ объясняется тем, что лидеры африканских стран любые угрозы правам человека полагали исходящими извне. Главной идеей документа была идея национального освобождения. 

Искоренение колониализма во всех его формах и проявлениях рассматривалось в качестве необходимого предварительного условия для достижения основных целей и задач ОАЕ. Видимо, предполагалось, что многие другие важные проблемы, включая права человека, будут решаться в ходе освобождения или по его достижении. 

В условиях эйфории, вызванной в тот период усиливающейся борьбой за независимость африканских народов, таким аспектам, как права человека и демократия, уделялось совсем немного внимания. Дело обретения свободы и независимости само по себе уже рассматривалось в качестве основополагающего права человека, поэтому неслучайно главное внимание и все силы в то время отдавались борьбе за свободу и независимость.

На фоне многочисленных и быстро сменяющих друг друга событий конца 1950-х и всего десятилетия 1960-х годов вопросы о том, какой вид правления будет установлен и каким образом будет обеспечиваться защита прав человека, могли бы показаться преждевременными. Все исходили из предположения о том, что в традиционных африканских институтах есть что-то такое, что само укажет на верное направление движения.

С течением времени, постепенно ОАЕ стала обращать свое внимание на учение о демократии и связанную с ней концепцию прав человека. Но опять же акцент делался на положение с правами человека в тех странах, которые еще не освободились от колониальной зависимости. 

В резолюциях ОАЕ содержалось решительное осуждение действий колониальных держав, приводивших к гибели людей из числа местного населения, нанесению им тяжких увечий и заключению их под стражу без суда и следствия. 

Указанные резолюции содержали призыв к освобождению всех африканских узников, а также требование к колониальным властям выплатить «в полном размере компенсацию за причиненные физические и моральные страдания, а также материальный ущерб». Следовательно, в русле борьбы за независимость ОАЕ при формулировании своих требований опиралась на универсальные правовые нормы в области прав человека.

Другой вопрос, связанный с правами человека и постоянно стоящий на повестке дня в ОАЕ, заключался в том, какую позицию следует занимать в отношении режима апартеида, существовавшего в ЮАР. 

В резолюциях, посвященных ситуации в ЮАР, отмечалось, что апартеид является «несовместимым с политическими и моральными обязательствами, взятыми на себя этой страной в качестве члена Организации Объединенных Наций». ОАЕ ввела режим санкций в отношении Южной Родезии и призвала страны не признавать режим белого меньшинства, нарушающего права коренного населения Африки. 

В более позднее время в резолюциях, принимаемых ОАЕ, содержался призыв к правительствам африканских стран бороться с «любым проявлением политики, основанной на принципах расовой дискриминации». 

С большим трудом и в серьёзных дискуссиях родилась Африканская хартия прав человека и народов — региональный правозащитный договор, принятый Организацией африканского единства в 1981 году и вступивший в силу в 1986 году. Документ содержит широкий спектр как социально-экономических, так и гражданских прав человека. 

Специфика Африканской хартии состоит в том, что она отражает политическую реальность континента, а также исторические традиции африканских народов и ценности африканской цивилизации.

Таким образом, борьба африканского населения за независимость была борьбой за права народов, в ходе которой проблема прав конкретного человека отодвигалась на второй план. Но вполне можно считать, что достижение национального самоопределения явилось этапом на пути к постановке, а затем и к началу решения вопроса о правах человека в странах, обретших суверенитет.

Продолжение читайте на сайте РАПСИ 22 февраля