МОСКВА, 11 мар - РАПСИ. Принятый Госдумой в третьем чтении закон о дистанционном электронном голосовании оброс многочисленными важными инновациями, отмечает Заслуженный юрист РФ, профессор Российского института управления РАНХиГС Сергей Юсов. 

«То, что проект закона о дистанционном электронном голосовании оброс многочисленными инновациями, у меня удивления не вызвало. Такое было уже много раз. Но сейчас, из дискуссионных долгих ящиков извлекли давно назревшее, хотя и ушедшее из самой спорной повестки», — сказал эксперт. Он отметил, что уточненные правила ДЭГ логично дополнены закреплением возможности формировать электронный список избирателей. 

«Очень важное дополнение, которое будет ещё одним препятствием для желающих подправить волеизъявление граждан на уровне УИК. Кстати, в Казахстане, работая в миссии международного наблюдения, я впервые увидел такие списки еще в конце нулевых годов», — сказал Юсов. Он напомнил, что о необходимости создания муниципальных и окружных комиссий споры идут не менее 15 лет. 

«После того, как территориальные комиссии стали формироваться на постоянной основе на четыре года, а потом и на 5 лет, а их председатели в большинстве регионов стали работать профессионально, чаще всего в аппарате региональных избиркомов на них и возлагались обязанности муниципальных и окружных комиссий. Редкие попытки создать параллельно муниципальную комиссию чаще всего выдавали желание местных элит облегчить получение мандатов в представительных органах МСУ. Конечно, о муниципальных комиссиях в крупнейших городах с районным делением надо бы еще подумать, ведь там территориальные избиркомы функционируют на районном уровне», — отметил Юсов. По его мнению, самые большие споры будут вокруг чисто российского института членов комиссий с правом совещательного голоса. «Их существование выглядело как-то аргументировано во времена формирования системы политических партий, когда большинство кандидатов были «самовыдвиженцами». Сейчас ситуация прямо противоположная, и, что важно, представители партий уже есть в составах комиссий всех уровней. И статус у них более основательный — член комиссии с правом решающего голоса. Но сохранение института на уровне региона и в ЦИК России, как переходный, следует поддержать», — отметил эксперт. По его словам, на этих уровнях это действенный инструмент защиты прав избирателей и электоральных интересов партий, которые смогли провести своих представителей в законодательные органы власти. 

«Замечу: очень хорошо, что именно на федеральном уровне изменения вносятся сразу в четыре системообразующих закона, создающих нормативную базу для проведения выборов и референдумов. А вот региональным законодателям и избирательным комиссиям предстоит теперь большая работа для приведения в соответствие всего свода правил подготовки и проведения выборов на уровне субъекта Российской Федерации. Кстати, и здесь может и должно быть востребовано мнение экспертов», — заключил Юсов.