МОСКВА, 6 июн — РАПСИ. Практика переадресации обращений в инстанцию, действия которой обжалуют, является неэффективной в деле защиты прав граждан и должна быть запрещена на законодательном уровне, считает уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова.

«Положения Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» позволяют перенаправлять письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию органа власти или должностного лица в инстанцию, в компетенцию которой входит решение поставленных вопросов. Несмотря на то, что в законе есть положение, которое запрещает направлять жалобу на рассмотрение в органы власти решение или действие (бездействие), которых обжалуют, но одновременно не исключает такое направление иному вышестоящему должностному лицу», - говорится в докладе федерального омбудсмена, который она представила президенту.

Как считает Москалькова, повсеместно используемая практика переадресации большинства обращений граждан в инстанцию, действия которой обжалуют, становится возможной из-за несовершенства действующего законодательства. 

«Поскольку любое решение в органе публичной власти, как правило, принимается конкретным должностным лицом, то названная норма позволяет в пределах одного структурного звена такого органа неоднократно пересматривать принятое им решение, но разными по рангу должностными лицами (например, инспектор, затем заместитель начальника отдела, начальник отдела, затем заместитель начальника управления, начальник управления», - пояснила федеральный омбудсмен.

В этой связи Москалькова предложила дополнить действующее законодательство нормой, где будет прописано, что пересылать обращение в иной государственный орган можно только в том случае, если это не будет нарушать положения о запрете на пересылку жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуют.

В докладе уполномоченный посетовала, что существующий в настоящее время порядок рассмотрения жалоб у граждан вызывает «справедливое возмущение», так как зачастую возникает очевидный конфликт интересов при подготовке соответствующего ответа, который, как правило, влечет за собой формальный подход к рассмотрению жалобы.

Как сообщается в докладе, в адрес уполномоченного, продолжают поступать жалобы от граждан на передачу рассмотрения их вопроса в орган власти, действия которого обжалуют. Более того, количество таких жалоб возрастает, в 2021 году поступило 71 такое обращение, тогда как в 2020 году их было 54, а 2019 году – 36. 

«Перенаправление жалоб граждане считают неэффективным средством объективного установления факта нарушения их прав. Корпоративный служебный интерес, по мнению заявителей, предопределяет результат рассмотрения их жалобы в виде отказа в ее удовлетворении», - подчёркивается в докладе.

Как считает Москалькова, государственные органы должны рассматривать жалобы как эффективное средство устранения имеющихся недостатков в работе и в этой связи уважительно относиться к заявителям, а государство обязано создавать условия для цивилизованных взаимоотношений.