Будущий первый российский император Петр Алексеевич, взойдя на русский престол в 1682 году, возглавил отсталое в культурном и техническом плане государство. Благоустроенные дороги в стране отсутствовали, природные богатства не использовались должным образом, каторжный труд и бедность были распространены повсеместно, а представители власти больше заботились о своем кармане и прибытке, чем о государевом деле. Иной культурный мир являли иностранные поселения на Руси, царь стал постоянным гостем московской Немецкой слободы, где познакомился со многими иноземцами, впоследствии превратившимися в его верных друзей и единомышленников. В отличие от своих предков, в основном паломничавших в близлежащие монастыри, молодой государь проявил большую страсть к путешествиям по другим странам. А также он занялся созданием независимой судебной системы.


В ходе Великого посольства самодержец в мундире простого урядника Преображенского полка побывал в европейских странах, где нанял для работы в России несколько сотен иностранных специалистов. Лучшее из увиденного в Европе он хотел провести в жизнь и в России, для чего нужны были не просто верные, но и инициативные, просвещенные люди. Поэтому привлечение иностранных талантов в Россию Петр превратил в одну из важнейших государственных задач. В дальнейшем иноземцы внесли огромный вклад в становление и развитие Российской империи. В художественной и даже исторической литературе иностранцев, отозвавшихся на призыв русского царя, часто представляют некими авантюристами, прибывшими в Московию в поисках приключений, славы и денег. Скорее всего, были и такие, но далеко не все.

«Многие из этих пришельцев были люди образованные и заслуженные, как Брюс, Шафиров, Остерман, и не были расположены порывать связей своего нового отечества с западноевропейским миром, а своим образованием и заслугами кололи глаза невежественному и дармоедному большинству русской знати», — пишет историк Василий Ключевский об иностранных «птенцах гнезда Петрова».

Для создания европейцам благоприятных условий, прежде всего в военной службе, 16 апреля 1702 года был издан специальный царский Манифест «О вызове иностранцев в Россию…» и учреждена Тайная коллегия военного совета, управлявшая иностранными военнослужащими. Все руководящие должности в коллегии заняли выходцы из других стран, фактически судопроизводство было совершенно независимым от российской судебной системы. Такая политика привела к тому, что в 1710 году в российской армии иностранных генералов от пехоты и кавалерии было почти в два раза больше, чем русских. В страну в большом количестве стали прибывать специалисты высокой квалификации преимущественно из протестантских государств: ученые-физики, химики, корабельных дел мастера, геологи, горнозаводчики, мореходы, специалисты военного дела.

В начале эпохи Петра I русская армия насчитывала 28 рейтарских и 57 солдатских полков. Согласно данным Иноземного приказа, в 1696 году на военной службе среди генералов и офицеров было 42% иностранцев. Многие из них впоследствии отдали свою жизнь за Россию на полях сражений. Верно служили Отечеству и их потомки.

Проевропейски настроенный русский монарх-реформатор строил новую империю на основе концепции так называемого «полицейского» государства, сформулированной в XVII веке германскими специалистами в области права. Целью такого государства было обеспечение «общего блага» (salus publica) для всех подданных. Стоит обратить внимание, что именно «общее благо» упомянуто в Манифесте Петра I от 1702 года. Что действительно важно — концепция «полицейского» государства предполагает уверенность во всесилии правильным образом исполняемого закона. Некоторые современные исследователи считают, что монарх-реформатор был фактически первым из отечественных правителей сознательным поборником идеи законности, повелев к тому же, чтобы впервые в истории Московии все государственные служащие выучили действующее законодательство.

На становление политико-правовых взглядов Петра I повлиял великий немецкий ученый Готфрид Лейбниц. В 1697–1716 годах русский царь несколько раз лично встречался с философом, у них была обширная переписка. Лейбниц предложил Петру I провести реорганизацию административной системы России и учредить новые для Руси институты власти — коллегии.

Система российского государственного управления, созданная Петром Великим, во многом основывалась на сведениях об устройстве шведской королевской администрации. В эпоху Петра I Швеция была великой военной и экономической державой, ее армия считалась одной из самых сильных в Европе, а государственное устройство — передовым. Царь отправил в Швецию Генриха фон Фика, чтобы он привез копии документов, регламентирующих функционирование различных государственных институтов. Миссия была крайне рискованной, но успешной, доставленные (зачастую выкраденные) фон Фиком бумаги легли в основу регламентов деятельности российских коллегий — передовых на тот момент государственных учреждений, пришедших на смену средневековой системе русских приказов. Справедливости ради стоит отметить, что в подготовке своих указов и законов Петр I руководствовался не только шведскими документами, но и документами целого ряда других европейских держав, в том числе протестантских Голландии, Дании, Германии и Англии и католических Франции и Италии.

Будучи непосредственным образом привлечен к организации реформ, Генрих фон Фик подготовил свои предложения по совершенствованию управления российскими губерниями на основе соблюдения строгой законности и разделения судебной и административной ветвей власти. Среди прочего он предложил революционную для России систему выборов из крестьян старост, которые были бы голосом народа в судебных и иных государственных делах.

Права помещиков, безраздельно управлявших судьбами простых людей, предполагалось ограничить, что, несомненно, подтачивало крепостничество. Сенат, состоявший из богатейших людей, владевших огромными землями и сотнями тысяч крепостных, предложение отверг, наложив резолюцию: «в уездах из крестьянства умных людей нет».

Важным элементом строительства новой империи стало создание монархом невиданной ранее в стране системы судов общей юрисдикции. В качестве образца Петр I опять же использовал опыт судебного устройства Швеции, а помогал ему в этом бывший шведский судья Герман Бреверн, сформулировавший первое чисто российское определение суда общей юрисдикции как института, где «без всякого изъятия все дела отправляются, которые до юстиции надлежат».

Новая независимая судебная система оказалась совершенно неожиданной для многих исконно российских власть имущих, привыкших командовать судьями по своему усмотрению. Когда рижский губернатор Петр Голицын, привыкший к старомосковскому ручному управлению судьями, попытался вмешаться в деятельность Лифляндского апелляционного суда, руководствовавшегося шведскими регламентами, то встретил серьезное сопротивление. Голицын пожаловался на строптивых судей царю, но Бреверну удалось убедить Петра I в важности судебной независимости. Отделение судов от местной администрации также было осуществлено на основе документов Швеции — в качестве источника создания Инструкции земским комиссарам 1719 года использовался шведский документ от 1688 года. В итоге формирование судов общей юрисдикции Петром Великим привело к появлению в стране судейского корпуса, а термин «судья» с того времени стал использоваться в современном значении.

Андрей Голик

*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора