Ради увековечивания памяти мирного населения Советского Союза, подвергшегося изгнанию и истреблению в годы Великой Отечественной войны, РАПСИ изучило архивные материалы*, свидетельствующие о геноциде граждан СССР.


Госпитальное судно «Сибирь» вышло из Таллина в ночь с 18 на 19 августа, имея на борту 1.300 человек. Наступило утро. Погода была ясная с отличной видимостью. Можно было без бинокля разглядеть силуэты судов, проходивших на большом расстоянии, и очертания берегов. Утро было спокойное. В лазаретных помещениях врачи обходили раненых, матери и дети собрались в столовой для завтрака.

В 14 часов 20 минут, когда судно находилось на севере от маяка Стрешнер, сигнальщик заметил в воздухе три вражеских бомбардировщика. Они быстро приблизились к судну, сделали разворот и неожиданно сбросили 4 бомбы с правого борта и 2 – с левого. Ни одна из них не попала в судно. Они разорвались в воде на расстоянии 4-5 метров от борта, и лишь детонация причинила теплоходу некоторые повреждения. Самым существенным из них была порча рулевого управления.

Встревоженные взрывами бомб, женщины с детьми выбежали на палубу. Их удалось быстро успокоить. Команда исправила рулевое управление, и судно продолжало следовать по своему курсу.

В этот день фашистские самолеты ни разу не пытались атаковать советские военные корабли на Балтике, но госпитальное судно они не оставляли в покое.

В 16 часов 40 минут были замечены германские бомбардировщики «Ю-88», летевшие к теплоходу. Самолеты снизились и несколько раз пролетели над судном. Летчики не могли не видеть опознавательных знаков госпитального судна. Воздушные пираты сбросили на нас крупные бомбы.

Рулевая и штурманская рубки были разрушены, рулевой матрос убит. Сильным взрывом капитана сбросило с мостика и завалило мешками с песком.

Послышались душераздирающие крики детей. Женщины заметались по палубе. Одна из них, прижав к груди сына, бросилась за борт.

Выбравшись из-под обломков рубки, капитан приказал начать тушение пожара. Помещения на спардеке пылали. Но подать воду оказалось невозможным из-за разрушений в машинном отделении. Матросы и санитары пробивались сквозь дымовую завесу, чтобы вынести на корму, к которой еще не подошло пламя, всех раненых и детей. Помощник капитана тов. Мамлыга получил при этом серьезные ожоги. Однако он не покинул своего поста и продолжал работу. Высокую самоотверженность показали повар Панов, кочегар Ясинский, боцман Павлов, матросы Жилин и Сушков, буфетчица Руднева, уборщица Александрова и другие. Пренебрегая опасностью, они выносили раненых из лазаретных помещений. Один раненый красноармеец заявил, что он достаточно силен для того, чтобы самому продержаться на воде, - он решил плыть. Ольга Максимова сама была ранена, и все же она надела на бойца свой спасательный пояс.

Началась посадка пассажиров в шлюпки и на плоты. Сквозь дым и пламя матросы, санитары, уборщицы продолжали переносить на корму раненых и детей из нижних помещений. Судно начинало крениться налево. С правого борта были спущены все шлюпки, но сильная волка опрокинула некоторые из них. Часть шлюпок была разбита еще на борту при бомбежке. В воду бросали бревна и доски для того, чтобы люди могли продержаться еще некоторое время, пока подоспеет помощь. Температура воды не превышала 12 градусов. Команда санитарно-медицинского персонала боролась за жизнь каждого пассажира.

К горящему госпитальному судну приближались наши небольшие военные корабли и катера. Катера подбирали людей из воды. Подошел тральщик. Он стал снимать людей с носовой палубы. На другой тральщик был подан конец, но канат оборвался. На корме в это время находилось до 70 человек. Нельзя было установить, всех ли пассажиров снял другой тральщик с носовой палубы, так как пробраться туда с кормы было невозможно. Почти пять часов команда и все здоровые люди, выбиваясь из последних сил, боролись с огнем. Надо было спускать на воду последних раненых. Все, кто мог работать, сколачивали из досок новые плоты. Ни одной шлюпки уже не было. Когда моряки, падая с ног от усталости, спускали в воду плоты с матерями, детьми и ранеными, фашистские разбойники продолжали свое злодейское дело. Два бомбардировщика вернулись к горевшему судну и сбросили возле него мины. Затем они начали обстреливать из пулеметов шлюпки и плоты со спасенными. С воды доносились крики раненых. Леденела в жилах кровь и сжимались кулаки! Только надвинувшаяся темнота спасла многих людей от верной гибели.

Всю ночь оставшиеся на судне не прекращали борьбы с огнем. На борту находилось еще до 40 тяжелораненых. Сколачивались новые плоты, и к рассвету все люди были спущены на воду. Вскоре они были сняты с плотов подошедшим тральщиком. Последние люди покинули теплоход. Он был взят на буксир. Но повреждения оказались непоправимыми, и теплоход затонул.

Когда госпитальное судно «Сибирь» выходило из Таллина, на его борту было 1.300 человек. Героическими усилиями команды теплохода было спасено 900 человек. 400 человек погибли в огне, потонули, убиты на плотах и в шлюпках пулеметными очередями фашистских негодяев. 

С. Марвич.

«Правда» 12 сентября 1941 г.


*Стилистика, орфография и пунктуация публикаций сохранены