САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 16 июн — РАПСИ. Заместитель главного редактора Российского агентства правовой и судебной информации (РАПСИ) Ольга Бинда в четверг приняла участие в сессии «Цифровая этика и традиционные ценности в мировой индустрии развлечений и СМИ. Цифровая психология в контексте новой медиаэтичности» на полях 25-го Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ).

Уход от разделения

Модератором сессии о цифровой этике выступал Генеральный директор, АО «Газпром-Медиа Холдинг» Александр Жаров, ранее восемь лет возглавлявший Роскомнадзор.

По словам руководителя Центра социального проектирования «Платформа» Алексея Фирсова, существует три модели взаимодействия цифрового пространства и так называемого «оффлайна», обычной реальности.

Согласно первой, в цифровой реальности действуют «смягченные правила оффлайна». Вторая модель — та, по которой сейчас идет развитие так называемых «метавселенных», в ней цифровая и обыденная реальность расходятся по разные сферы. И, наконец, третья модель — уход от разделения, когда цифровое пространство настолько влияет на общество, что оно само становится проекцией онлайна. По словам Алексея Фирсова, наиболее адекватной для описания текущего положения дел является именно третья модель.

«Правила регулирования цифрового пространства должны серьезно коррелировать с правилами регулирования в той сфере, которую мы называем оффлайном», — сказал Алексей Фирсов.

Принцип ответственности

Заместитель генерального директора АНО «Диалог Регионы» Юлия Аблец в свою очередь отметила, что формировать систему регулирования цифрового пространства следует не через внешние правила, хотя и они тоже нужны, но скорее через формирование ответственности контентмейкеров.

Юлия Аблец подчеркнула, что сейчас особенно важно «заниматься образованием тех, кто сегодня наполняет интернет контентом», закладывая в это образование ценностную составляющую. По словам Аблец, выпускники проекта новых медиа «Мастерская» показывают вовлеченность аудитории более 13% без какого-либо продвижения. Добиваться таких показателей, отметила Аблец, позволяет принцип ответственности, которому учит новая цифровая этика, когда автор понимает, что его этика заканчивается там, где начинается этика другого, и к этому нужно относиться с уважением. 

«Людям это откликается, когда они видят трансляцию этой самой искренности, ответственности», — сказала Аблец.

В свою очередь, директор по цифровым медиа и продвижению Высшей школы экономики Анна Подпрятова поддержала этот тезис, заявив, что «этика искренности — универсальная ценность». По ее словам, запрос на искренность свойственен молодому поколению, которое хочет «лучше владеть собой и лучше понимать, что происходит».

Как пояснила Подпрятова, молодежь сейчас находится в состоянии тревожности, которая возникает из-за насыщенности информационного пространства. По словам Подрятовой, новая этика — это «история про попытку самоидентифицироваться», кроме того, к новой этике можно отнести «любой шейминг, попытку пристыдить человека за что-либо, за действие и бездействие».

Грани допустимости

Вопрос модератора Александра Жарова о том, как на практике приходится регулировать UGC-контент (от англ. user generated content - материалы, созданные пользователями — прим. ред.) был адресован гендиректору соцсети «ВКонтакте» Марине Красновой.

По ее словам, команда модерации постоянно отслеживает, что происходит в сети, системные инженеры «ВКонтакте» разрабатывают нейросети и технологии компьютерного зрения для того, чтобы своевременно выявлять и предвосхищать появление противоправного и даже «токсичного» контента. Как отметила гендиректор отечественной соцсети, такие алгоритмы «становятся все более умными».

Директор Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ) Рустам Сагдатулин рассказал о так называемых «темных паттернах» — манипулятивных методах, вынуждающих пользователя цифрового сервиса совершить нужное его владельцу коммерческое действие. Реклама, просмотра которой невозможно избежать, навязанные страховка и услуги, предоставление персональных данных — все это в конечном счете используется для увеличения прибыли.

Слово юриста

«Тревожность прекрасно снимается юристами и законодательными процессами», — пошутила в свою очередь участвовавшая в дискуссии заместитель главного редактора РАПСИ Ольга Бинда.

По ее словам, Россия идет в авангарде юридической науки в сфере защиты универсальных этических норм в цифровом пространстве.

Так в Институте права цифровой среды Высшей школы экономики создана Лаборатория права и этики цифровой среды, которая будет заниматься вопросами этики и права в цифровой реальности. Юристы, в частности, изучают этические основы поведения человека, которое стремится имитировать искусственный интеллект.

Ольга Бинда отметила, что над созданием универсальных этических норм в цифровом пространстве должны работать сообща и государство, и компании, и сами пользователи. Исследования принципов новой этичности в цифровой среде должны находить отражение в новых законах. 

«Идеи, заложенные в существующих исследованиях, в настоящее время обсуждаются рынком, регуляторами и СМИ, например РАПСИ. Юристы практики, бизнес, научное сообщество, представители государства находятся в диалоге с ведомствами, объясняют свои подходы и выводы. Мы надеемся, что в недалеком будущем они найдут отражение в нормативно-правовой базе», — пояснила Ольга Бинда в кулуарах форума.