Как правовыми средствами можно стимулировать развитие отечественной игровой индустрии? Имеет ли развитие искусственного интеллекта правовой подтекст? На эти и многие другие актуальные вопросы ответил РАПСИ завкафедрой теории и истории государства и права ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет» Владислав Архипов.


Почему игры важны для права и его развития?

Игры — это очень интересное, уже, наверное, нельзя сказать, что новое явление современной культуры. Я бы начал именно с этого. Игры представляют собой объединение многих разных направлений в том, как можно выразить свою художественную мысль, это и творческий текст, и, естественно, графика в большинстве случаев, звуки, музыка и так далее. И при этом игры интерактивные. Игры уже давно стали неким стандартом для времяпрепровождения, хобби для очень многих и многих граждан нашей страны. По некоторым подсчетам от 60 до 70% россиян так или иначе играют в игры. И можно ответить на этот вопрос, исходя из этого, и говорить о том, что игры – очень важный инструмент и молодёжной политики, и политики, связанной с продвижением определённых значимых смыслов в перспективе. А можно, в принципе, ограничиться даже экономическими показателями и просто сказать, что игры сейчас уже не то, что конкурируют, а в некоторых аспектах уже и превосходят, например, отрасль киноиндустрии.

Из-за внешних обстоятельств рынок компьютерных игр переживает серьезные изменения. Они серьезным образом затронули и российских разработчиков, и российских игроков. Как правовыми средствами можно стимулировать развитие отечественной игровой индустрии?

Вопрос крайне непростой, потому что условия, в которых игровая индустрия развивается сейчас, меняется буквально каждый день по самым разным обстоятельствам. Я бы сказал, что из всех происходящих сейчас процессов наиболее серьезно затрудняют работу игровой индустрии ограничения, которые связаны с финансовыми вопросами. И налаживание различных денежных потоков для игровых компаний оказывается крайне сложным. В целом моё мнение по этому вопросу такое, что игровая индустрия — это область, которая всё-таки значительной степени связана с творчеством. Как в любой области, связанной с творчеством, какие-либо ограничения здесь, наверное, были бы непродуктивными. Должны быть стимулирующие меры, должно быть, в первую очередь, создание условий, которые сделают комфортной разработку игр в России.

Комфортная правовая среда для разработчиков — это?

Комфортная правовая среда для разработчиков – это такая среда, в которой разработчик не должен каждый день переживать о том, что у него возникнут какие-либо правовые трудности, претензии и тому подобное.

Имеет ли развитие искусственного интеллекта правовой подтекст?

Я скорее соглашусь с той точкой зрения, что в большинстве случаев не имеет. Во-первых, когда мы говорим «искусственный интеллект», мы подразумеваем максимум из технологии, что это, так называемые, нейросети. А в целом в игровой индустрии искусственным интеллектом часто называется именно просто алгоритм, который присутствует в определенной компьютерной программе, которая и представляет собой компьютерную игру. Но «просто алгоритмы» это, конечно, эвфемизмы, алгоритмы очень сложные, но в этом редко есть именно какая-то юридическая специфика.

Но я бы отметил два момента. Во-первых, сейчас всё больше развивается технология, которая позволяет генерировать, создавать новый игровой контент с помощью искусственного интеллекта. Здесь можно вспомнить и отдельно экспериментальные игры, и новые инструменты для разработчиков, когда искусственный интеллект просто по заданным параметрам формирует определённые игровые ресурсы. А это в целом довольно перспективное направление. Второй аспект связан с тем, что искусственный интеллект программы, алгоритма, если они или составляют часть игровой среды, или генерируют контент, или действуют, может быть, гипотетически или реально относительно свободно во взаимодействии с пользователями, дело достаточно сложное и требует разработки новых подходов, как оценивать опасность, например, тех или иных игровых аспектов для детей в контексте законодательства и иных инициатив, связанных с защитой детей.

Существует ли общественный запрос на законодательную донастройку в сфере регулирования игр?

Скорее нет. Я бы сказал, что право может идти на опережение в той части, в которой оно создает более комфортную и благоприятную среду, например, в части создания мер стимулирования. Но в остальном я бы сказал, что было бы неправильно считать, что право должно быть первично. Первичны в этом смысле экономика, отношение, творчество. Право в этом смысле должно выступать инструментом, который даёт возможность для реализации каких-то творческих инициатив, а не для того, чтобы их заранее ограничивать.