Верховный суд РФ рассмотрел жалобу осуждённого по делу о признании незаконной цензуры корреспонденции, поступившей из следственного отдела.


Автор указал, что на его имя из следственного органа и из суда поступила корреспонденция, которая администрацией колонии в нарушение тайны переписки была вскрыта.

Судами исковые требования оставлены без удовлетворения, три инстанции исходили из буквального содержания предписаний части 4 статьи 15 Уголовно-исполнительного кодекса РФ и пришли к выводу, что на почтовые отправления, поступающие из следственных органов, исключения относительно цензуры корреспонденции не распространяются.

Позиция ВС 

При исполнении наказаний осуждённым гарантируются права и свободы, но с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством.

Однако законом установлено, что предложения, заявления, ходатайства и жалобы осуждённых к лишению свободы, адресованные в том числе президенту РФ, в правительство, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы и их должностным лицам, Уполномоченным при президенте и т.п. и ответы на них цензуре не подлежат.

«Федеральный законодатель наделил осуждённых правом на обращение с предложениями, заявлениями и жалобами в государственные органы, как и других граждан Российской Федерации, без цензуры корреспонденции. Следовательно, вскрытие конверта, поступившего из следственного отдела противоречит требованиям части 4 статьи 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, а также нарушает права административного истца», - поясняет ВС.

Таким образом, принятые по настоящему делу судебные акты в части отказа в удовлетворении административного иска о признании незаконным вскрытия конверта из следственного отдела являются незаконными.

В связи с чем Судебная коллегия по административным делам ВС определила признать незаконными действия сотрудников исправительной колонии, выразившиеся во вскрытии конверта, поступившего из следственного отдела.