Руководящие органы страны завалены жалобами на местные органы власти, допускающие следственные произвол, незаконные репрессии и нарушение декретов. 

«Все это происходит потому, что на местах все органы власти, все должностные лица так тесно переплетены между собой и стоят в такой тесной зависимости друг от друга, что всякое серьезное противодействие со стороны одних из них действиям других встречают отпор и подчас репрессии (тоже беззаконные), что сводит к нулю все такие попытки. Недаром судебная практика устанавливает случаи необходимости изъятия в центр от местных судебных органов маломальских серьезных дел, о чем местные органы подчас даже сами хлопочут», - отмечают эксперты.

РАПСИ продолжает знакомить читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 30 декабря 1921 года.*


Вопросы Советской юстиции (в дискуссионном порядке)

Сообщения с мест, жалобы, деятельность следственных и судебных органов с несомненностью говорят о том, что местными органами власти весьма часто нарушаются декреты и постановления центральной власти. Это происходит иногда по незнакомству с законодательством, иногда по непониманию общей политики Советской власти. Иногда же такое нарушение является плодом явного злонамеренного злоупотребления властью.

Нет нужды доказывать, что несоблюдение на местах законов рабоче-крестьянского правительства не только разрушительно действует на проведение общей политики Советской власти, но производит весьма отрицательное впечатление на население, восстанавливая его если не против Советской власти вообще, то во всяком случае против представителей власти на местах. В массе населения заложено убеждение, что центральная власть не осведомлена о происходящих на местах беззакониях.

Такое доверие широких трудящихся масс к центральной власти находит свое выражение в массе жалоб, направляемых в центр и, в частности, в ВЦИК, в посылке жалобщиков-ходоков в центр и в приезде с жалобами отдельных лиц.

Что местные власти препятствуют поступлению в центр таких жалоб, признано уже президиумом ВЦИК его циркулярным письмом. Таким образом, решение президиума ВЦИК вообще положить предел наблюдающимся на местах случаях беззакония выражено вполне ясно и определенно. Вместе с тем для населения ясно и определенно выражено намерение президиума ВЦИК знать обо всех случаях нарушения местными органами власти законов рабоче-крестьянского правительства.

Новая экономическая политика, требующая для своей устойчивости твердых юридических норм и строгой защиты в случае их нарушения, также настоятельно диктует необходимость единообразного и точного исполнения повсюду в РСФСР декретов и предначертаний центральной власти.

Поэтому подлежит рассмотрению лишь вопрос о мерах, могущих служить к проведению решения президиума ВЦИК наиболее быстрым и наименее обременительным для населения образом.

В настоящее время конструкцией органов, наблюдающих за соблюдением законов рабоче-крестьянского правительства, вопрос это не разрешается.

По существу органом, регулирующим правовые отношения, наблюдающим за закономерностью действий всех должностных лиц и за действиями всех судебных учреждений, является наркомюст и его органы на местах. Ту же роль играет и РКИ.

Неминуемо и логично рождается вопрос, почему же, несмотря на наличность органов, призванных бороться с произволом, беззаконием, должностными преступлениями или просто неправильным применением отдельных декретов на местах, все же все это имеется налицо, и почему борьба с этим до сих пор не дала и не дает ощутительных результатов. На это следует ответить прямо и не закрывая глаз на действительность: все это происходит потому, что на местах все органы власти, все должностные лица так тесно переплетены между собой и стоят в такой тесной зависимости друг от друга, что всякое серьезное противодействие со стороны одних из них действиям других встречают отпор и подчас репрессии (тоже беззаконные), что сводит к нулю все такие попытки. Недаром судебная практика устанавливает случаи необходимости изъятия в центр от местных судебных органов маломальских серьезных дел, о чем местные органы подчас даже сами хлопочут.

Отсюда ясно, что наличию на местах беззакония способствует отсутствие там органа, независимого от местной власти, и что вернейшим средством пресечения таких беззаконий и должно быть создание такого органа.

Наличие в губернии такого органа не может не оказать сдерживающего влияния на местные органы власти. Вместе с тем его присутствие должно побудить к более внимательному и детальному ознакомлению с декретами и законами центральной власти и к более осторожному решению вопросов, подлежащих их рассмотрению.

Среди же населения присутствие такого органа должно служить к укреплению престижа Советской власти, как доказательство забот центра о местных нуждах и об установлении революционной законности.

Мы мыслим этот орган в виде государственной прокуратуры, имеющей право надзора за законностью деятельности всех органов Советской власти, как местных, так и центральных, за исключением, конечно, законодательных, как СНК и СТО. Во главе прокуратуры должен бы стоять главный прокурор республики, утверждаемый в должности ВЦИК по представлению НКЮ, являющийся членом коллегии НКЮ, но с правом самостоятельного доклада в президиум ВЦИК об отмене явно незаконных постановлений и распоряжений губисполкомов и центральных советских органов.

Такое положение главного прокурора среди других органов власти должно обеспечить ему исключительную самостоятельность и независимость, без которых немыслимо точное исполнение налагаемых на него обязанностей.

Не менее важно для этого, чтобы и местные прокуроры, которых мы представляем себе в виде губернских (областных) прокуроров для губернии и областей, и уездных для уездов, назначались и увольнялись наркомюстом, причем губисполкомы могут намечать своих кандидатов в губернские прокуроры.

Что касается взаимоотношений губернских и уездных прокуроров с местными органами власти, то мы полагаем, что вхождение губернских прокуроров в коллегию отделов юстиции с совещательным голосом и ознакомление ее со своей деятельностью достаточно для достижения связи их с местами.

В столицах и губернских городах при губернском прокуроре должны состоять и участковые или районные прокуроры. Не вдаваясь в подробное перечисление обязанностей, которые должны быть возложены на прокуратуру, укажем лишь на главнейшие, в числе которых должны стоять внесение в губисполком своего заключения об отмене распоряжений, исходящих от подведомственных губисполкому органов, и представления главному прокурору об отмене незаконных постановлений самих губисполкомов.

Для возможности своевременного исполнения такой обязанности губернские прокуроры должны иметь право присутствования в заседаниях губисполкомов для заключения по выносимым последними постановлениям. То же право должно быть предоставлено уездным прокурорам в отношении уисполкомов, об отмене постановлений которых они входят с представлением к губернскому прокурору.

Кроме того, на губернского прокурора должно возлагаться наблюдение за производством предварительного следствия всеми следственными органами, обжалование приговоров всех судебных органов и постановлений административных органов о наложении взысканий, проверка правильности содержания под стражей и предложение подлежащим органам об освобождении неправильно содержащихся, общественное обвинение на суде самим или через участковых и уездных прокуроров и т. п.

Уже этот далеко не полный перечень относящихся к прокуратуре обязанностей говорит за то, что должности губернских, уездных и участковых прокуроров требуют замещения их лицами, не только основательно знакомыми со всеми советским законодательством, но и умеющими оперировать с его положениями, почему на эти должности должны намечаться преимущественно юристы-коммунисты и лишь при отсутствии их на должности уездных и участковых прокуроров могут назначаться беспартийные юристы, имеющие достаточный советский стаж и зарекомендовавшие себя с положительной стороны. Наличие у нас достаточного количества вполне лояльных специалистов-юристов из числа бывших судебных деятелей, отличавшихся безукоризненной честностью и добросовестным исполнением долга, дает гарантии, что институт прокуратуры, руководимый партийными работниками, может быть поставлен в Советской республике на должную высоту.

Что потребность в таком высшем органе надзора за законностью достаточно назрела, подтверждается и постановкой на повестку дня предстоящего 4-го всероссийского съезда деятелей советской юстиции вопроса о прокуратуре, как органе надзора за законностью.

Места, искренно заинтересованные в установлении нормального и закономерного течения жизни страны, должны признать прокуратуру как лучшую союзницу в их многосторонней и сложной работе.

А. Приградов-Кудрин.

(Известия В. Ц. И. К.)

Подготовил Евгений Новиков


*Стилистика, орфография и пунктуация публикаций сохранены