Сокращенный срок исковой давности, составляющий один год, применяется, в частности, по требованиям перевозчиков к грузоотправителям, возникающим в связи с осуществлением перевозки груза. При этом к требованиям о возмещении внедоговорного вреда, связанного с перевозкой грузов, применяется общий трехлетний срок исковой давности, поясняет Верховный суд (ВС) РФ.


Страховой случай   

Из материалов дела следует, что 10 марта 2018 года на станции Разъезд Западно-Сибирской железной дороги из стоящей железнодорожной цистерны произошла утечка дизельного топлива массой порядка 60 тонн, в результате которой случилось загрязнение почв и атмосферного воздуха.   

Грузоотправителем цистерны являлось АО «Транснефтепродукт», которое нарушило правила перевозок жидких грузов в вагонах-цистернах и было признано виновником произошедшего.   

ОАО «РЖД» организовало работы по устранению последствий аварии. В свою очередь СПАО «Ингосстрах», застраховавшее гражданскую ответственность РЖД, произвело выплату страхового возмещения в размере документально подтвержденных затрат компании на ликвидацию последствий аварии, которые составили 19 074 871 рублей.   

К страховому обществу в порядке суброгации перешло право требования возмещения убытков от лица, ответственного за их возникновение. «Ингосстрах» обратилось с соответствующей претензией к АО «Транснефтепродукт», однако грузоотправитель отказался добровольно возместить убытки, что послужило основанием для подачи соответствующего иска в суд.   

Решением Арбитражного суда Москвы, оставленным без изменения постановлениями суда апелляционной инстанции и суда округа, в удовлетворении требований заявителю отказано. Не согласившись с указанными судебными актами, СПАО «Ингосстрах» обратилось с кассационной жалобой в Верховный суд.   

Неверная квалификация 

ВС напоминает, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. Вместе с тем для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком. 

«Определяя срок для защиты права по иску СПАО «Ингосстрах», суды неправильно квалифицировали правоотношения сторон, не приняв во внимание, что требования к ответчику заявлены как к причинителю внедоговорного вреда, связанного с нарушением состояния окружающей среды, возмещение которого произведено силами ОАО «РЖД», застраховавшего свою возможную гражданскую ответственность, с привлечением к восстановительным работам на платной основе иного лица», — отмечает высшая инстанция. 

Сокращенный (годичный) срок исковой давности, установленный статьей 797 ГК РФ, а равно статьей 126 Устава железнодорожного транспорта, не распространяется на требования, основанные на нормах главы 59 «Обязательства вследствие причинения вреда» ГК РФ, указывает Верховный суд. 

«Данный вывод следует из позиции, изложенной в пункте 21 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2017 года. Применение судами не подлежащих применению в рассматриваемом случае статьи 797 ГК РФ, статьи 126 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации привело к принятию неправильных судебных актов, которыми дело по существу заявленного требования не было разрешено», — констатирует ВС. 

На основании вышеизложенного Верховный суд отменил судебные акты нижестоящих инстанций и направил дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Москвы.