Присяжная заседатель поделилась впечатлениями от работы в народном суде: следствие слишком жестоко по отношению к оступившимся, а условия в тюрьмах ужасают. Заседатель привела в пример дела двух арестантов - китайца задержали за кражу двух мотков ниток и избили так, что у него отнялась рука, а столяра посадили на три года, потому что он подобрал валявшееся под лестницей тюрьмы одеяло и намеревался его продать. В итоге заключённый заболел экземой.

Присяжная потребовала немедленно организовать дежурство при допросах задержанных, а также провести обследование всех мест заключения.

РАПСИ продолжает знакомить читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 9 октября 1920 года.*


В народном суде

Я, работница военно-починочной мастерской «Центроутиля», делегирована в народный суд в качестве присяжного заседателя и хочу поделиться с работницами Красной Москвы своими впечатлениями.

Перед судом проходит больше темный, малограмотный или безграмотный рабочий. И тут встает картина того, что дал нам старый буржуазный капиталистический строй.

Перед судом 20 сентября встал 22-летний подсудимый, арестант Таганской губернской тюрьмы, гр. Блудин, отбывавший трехлетнее наказание за покушение на кражу. Вид имеет ужасный, болезненный, уши и руки обложены экземой. Его ответы на допросе: столяр, родственников нет, решился взять завалявшееся под лестницей здания тюрьмы одеяло, думая на вольных работах продать за табак, так как помощи с воли нет. Состав суда, интересуясь жизнью тюрьмы, задает вопросы. Оказывается, экзема Блудиным получена 4 месяца назад в общей казарме и все больше развивается. Лечить его напрасно, потому что здоровые от больных не изолируются, и экзема, видимо, свила себе прочное гнездо на слабых организмах осужденных. Гоняют их на работы на Газовый завод. Урок работы непосильный. Задаю вопрос инструктору, который сопровождает заключенных на Газовый завод, как тяжел урок, ответ: «да, тяжеловато». Кто устанавливает норму урока? Ответ: администрация Газового завода.

Товарищи работницы, вы видите из этого рассказа, какая жизнь в тюрьме. Теперь считаю обязанностью приподнять завесу уголовного розыска. 17 сентября с. г. встал перед судом китаец Ходя, 25 лет, задержан за продажу ниток. При обыске отобраны следующие вещи: два мотка ниток, пара белья, полотенце и жестяной чайник. Хотя, слесарь, направлялся с Петроградского завода в Читу и заболел. Хотя плакал перед народным судом, как ребенок, объясняя кое-как жестами, что его больно били в уголовном розыске, и теперь у него не поднимается рука.

Товарищи работницы, я призываю вас немедленно создать комиссии для обследования тюрем и места работ и установить дежурство заключенных при допросах в уголовном розыске и арестных домах. Партия большевиков имеет великое задание вылечить светом просвещения больных пороками и преобразовать тюрьмы в клубы.

Работница А. Оглодкова

(Правда)

Подготовил Евгений Новиков


*Стилистика, орфография и пунктуация публикаций сохранены