Начинается суд по делу российского офицера Григория Печорина. Ему инкриминируется пять статей Уголовного кодекса РФ. Сторона обвинения, выразителем которой является адвокат Оксана Михалкина, первой представит доказательства по делу.


Уважаемый суд!

Завершено судебное следствие по уголовному делу в отношении Григория Александровича Печорина, которому органами предварительного расследования предъявлено обвинение в совершении нескольких преступлений, в том числе, тяжких и особо тяжких. 

Виновность подсудимого нашла своё полное подтверждение совокупностью доказательств, собранных российскими органами расследования.

Печорин Григорий Александрович обвиняется в том, что он совершил кражу – тайное хищение чужого имущества, то есть совершил преступление, предусмотренное частью 1 статьи 158 УК РФ.

Наличие умысла Печорина и планирование данного преступления подтверждается показаниями свидетелей. В частности Максим Максимович говорит о том, что Печорин, узнав про желание местного молодого человека Азамата любыми средствами заполучить коня, задумал «недоброе». 

Из показаний свидетеля Максим Максимовича: «Никогда себе не прощу одного: черт меня дернул, приехав в крепость, пересказать Григорью Александровичу все, что я слышал, сидя за забором; он посмеялся, — такой хитрый! — а сам задумал кое-что». 

О возникновении умысла свидетельствует также и изменение поведения Печорина, который и раньше был знаком с Азаматом. Новая же стратегия его общения говорит о разработке Печориным определенного плана и манипуляциях молодым человеком.

Из показаний свидетеля Максим Максимовича: «Зашел разговор о лошадях, и Печорин начал расхваливать лошадь Казбича: уж такая-то она резвая, красивая, словно серна, — ну, просто, по его словам, этакой и в целом мире нет. Засверкали глазенки у татарчонка, а Печорин будто не замечает; я заговорю о другом, а он, смотришь, тотчас собьет разговор на лошадь Казбича. Эта история продолжалась всякий раз, как приезжал Азамат». 

Печорин настраивал и провоцировал Азамата на совершение преступлений, поэтому сговор с ним был заранее спланирован подсудимым.

Из показаний свидетелей: «Раз, для смеха, Григорий Александрович обещался ему дать червонец, коли он ему украдет лучшего козла из отцовского стада; и что ж вы думаете? на другую же ночь притащил его за рога».

Таким образом, Печорин систематически проводил работу над сознанием юноши, толкая его на совершение преступление. И как только, по его мнению, он был готов заплатить любую цену за коня, обвиняемый предложил ему сделку: Печорин похищает коня в обмен на то, что Азамат выкрадет для него свою сестру Бэлу. 

Наличие сделки между Печориным и Азаматом подтверждается показаниями Максима Максимовича, имеющимися в материалах дела. 

Показания свидетеля Максим Максимовича об обстоятельствах кражи: «Привязав лошадь у забора, Казбич вошел ко мне; я попотчевал его чаем, потому что хотя разбойник он, а все-таки был моим кунаком. Стали мы болтать о том, о сем: вдруг, смотрю, Казбич вздрогнул, переменился в лице — и к окну; но окно, к несчастию, выходило на задворье. — Что с тобой? — спросил я.— Моя лошадь!.. лошадь!.. — сказал он, весь дрожа». 

Таким образом, показания свидетелей и дальнейшее развитие событий, образующее новый состав преступления, — похищение Бэлы, указывают на реализацию задуманного Печориным плана в соответствии с первоначальным распределением ролей. 

Кража лошади причинила значительный ущерб гражданину Казбичу. Об этом говорят показания свидетелей: «А лошадь его славилась в целой Кабарде, — и точно, лучше этой лошади ничего выдумать невозможно. Недаром ему завидовали все наездники и не раз пытались ее украсть, только не удавалось». 

Поскольку речь идет о породистом, опытном скакуне его стоимость на рынке можно оценивать на сумму от 200 до 500 тысяч рублей (вывод сделан на основании экспертизы конного рынка, проведенной следствием, и показаний свидетелей). Кроме того, из вышеприведенных показаний следует, что помимо реального ущерба, Казбичу были причинены существенные моральные страдания. 

На основании вышеприведенных доказательств сторона обвинения считает в полной мере доказанным совершение преступления, предусмотренного частью 1 статьи 158 УК РФ. 

Печорин Григорий Александрович обвиняется в том, что он в составе группы лиц по предварительному сговору совершил похищение человека, то есть совершил преступление, предусмотренное частью 2 статьи 126 УК РФ.

Как уже было сказано, между подсудимым и несовершеннолетним Азаматом существовала договоренность по похищению Бэлы в обмен на коня. Показания Печорина также подтверждают его инициативу по разработке данного плана, однако от мотивации своих действий в пользу похищения девушки тот отказался. 

Вина подсудимого по данному эпизоду также, по мнению стороны обвинения, полностью доказана, ведь Печорин совместно с Азаматом переместил Бэлу с места ее постоянного проживания и впоследствии удерживал ее против воли в другом месте. 

Обвинение полагает, что Печорин испытывал к Бэле сексуальное влечение, которое и сподвигло его на совершение преступления. 

Из показаний Максим Максимовича следует, что девушка была похищена Азаматом вечером, как и следовало из договоренности, и сразу была доставлена в крепость – место проживания подсудимого и главного свидетеля: «Вечером Григорий Александрович вооружился и выехал из крепости: как они сладили это дело, не знаю, — только ночью они оба возвратились, и часовой видел, что поперек седла Азамата лежала женщина, у которой руки и ноги были связаны, а голова окутана чадрой». 

Печорин Григорий Александрович обвиняется в том, что он совершил понуждение Бэлы к половому сношению или совершению иных действий сексуального характера путем шантажа, с использованием материальной или иной зависимости потерпевшей, то есть совершил преступление, предусмотренное частью 1 статьи 133 УК РФ.

В ходе предварительного расследования и судебного разбирательства достоверно установлено, что после похищения Печорин заставил жить Бэлу в крепости и регулярно намекал ей на сексуальные контакты, хотя девушка отчетливо заявила о своем отказе в какой-либо добровольной близости с ним. Более того она умоляла его прекратить поползновения на свою честь, признавая при этом, что является его рабой и пленницей. 

Из показаний свидетеля Максима Максимовича: «Он взял ее руку и стал ее уговаривать, чтоб она его целовала; она слабо защищалась и только повторяла: «Поджалуста, поджалуйста, не нада, не нада». Он стал настаивать; она задрожала, заплакала. —Я твоя пленница, — говорила она, — твоя раба; конечно, ты можешь меня принудить, — и опять слезы». 

По словам свидетеля, Печорин пытался оправдать свой поступок желанием счастья для девушки, которого она не получит с другими мужчинами, так как большинство местных – разбойники. 

Обвинение настаивает, что указанные факты являются прямым доказательством систематически применяемого к Бэле психологического насилия. 

Тот факт, что подсудимый действовал с особым цинизмом, подтверждает его пари с Максимом Максимовичем о том, что «она будет его» через неделю. На следующий день он попытался подкупить Бэлу обилием подарков.

Показания Максима Максимовича свидетельствуют о том, что после подарков женщина стала более «ласковой, доверчивой». Таким методом Печорину удалось добиться нужной реакции: женщина, подверженная страху и психологическому давлению, бросилась ему на шею, приняв противоречащее ее взглядам и многократно озвученным принципам решение. 

Утверждения же стороны защиты о том, что Печорин спас девушку от более тяжелой «женской доли» несостоятельны и субъективны, поскольку Бэла жила в обществе, где свято чтят традиции. Соответственно, после циничного поступка подсудимого она уже не могла рассчитывать на общественное уважение, признание и продолжение нормальной жизни. Как показывают другие подобные случаи, девушке было уготовано общественное осуждение. 

Подсудимый не мог не знать и об этой стороне вопроса, так как уже долгое время служил на Кавказе, объединенным традициями. 

Кроме того, Ваша честь, прошу принять во внимание тот факт, что надломленная психологическими страданиями женщина также стала объектом мщения и была подстрелена врагом Печорина – Казбичем, из-за чего впоследствии скончалась. 

Печорин Григорий Александрович обвиняется в том, что он совершил убийство, то есть умышленное причинение смерти юнкеру Грушницкому, то есть совершил особо тяжкое преступление, предусмотренное частью 1 статьи 105 УК РФ.

Из показаний свидетелей достоверно известно, что юнкер Грушницкий погиб на дуэли с Печориным. 

Несмотря на тот факт что молодой человек, оскорбленный поведением своего сослуживца Печорина, сам планировал дуэль с подсудимым, следует учитывать, что юнкер рассчитывал на розыгрыш с незаряженным оружием, то есть умысла на убийство подсудимого у него не было. Данный факт, безусловно, исключает возможность трактовать действий Печорина по статье 37 УК РФ (Необходимая оборона).

Узнав же об идее Грушницкого, Печорин сам вызвал юнкера на поединок и предложил для него скалистую местность. Ваша честь, о чем же может говорить такое размеренное планирование, как не о наличии у подсудимого умысла на убийство молодого человека за его дерзость?! 

Таким образом, отягчающим обстоятельством служит тот факт, что подсудимый знал о намерении своего оппонента лишь имитировать бой, подменив оружие и стреляться незаряженными пистолетами.

Из признательных показаний подсудимого: «Я выстрелил... Когда дым рассеялся, Грушницкого на площадке не было. Только прах легким столбом еще вился на краю обрыва (…) Спускаясь по тропинке вниз, я заметил между расселинами скал окровавленный труп Грушницкого. Я невольно закрыл глаза...». Данные показания также подтверждаются показаниями свидетелей-секундантов – доктора Вернера и капитана Драгунского.  

Прошу суд также учитывать еще одно отягчающее обстоятельство для Печорина – попытку скрыть содеянное, что подтверждает обнаруженная следствием записка доктора Вернера: «Все устроено как можно лучше: тело привезено обезображенное, пуля из груди вынута. Все уверены, что причиною его смерти несчастный случай; только комендант, которому, вероятно, известна ваша ссора, покачал головой, но ничего не сказал. Доказательств против вас нет никаких, и вы можете спать спокойно... если можете... Прощайте...».

Печорин Григорий Александрович обвиняется в том, что совершил незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица, то есть он совершил преступление, предусмотренное частью 1 статьи 139 УК РФ.

На основании показаний свидетелей и найденных улик стороной обвинения достоверно установлено, что Печорин незаконно проник в жилище казака, совершившего в состоянии алкогольного опьянения убийство поручика Вулича. В этот момент казак пытался избежать правосудия, скрывшись в доме и угрожая стрельбой. 

Будучи способным здраво оценить ситуацию и свои полномочия, Печорин тем не менее пошел на решительные действия и сам, без поддержки и согласования с властями, являясь неуполномоченным лицом, насильственным образом проник в жилище казака против его воли.

Несмотря на благоприятный исход и поимку лица, совершившего особо тяжкое преступление, сторона обвинения считает, что деяние Печорина опасно и носит преступный характер. Об этом можно уверенно говорить, учитывая побуждения Печорина на это действие — желание удовлетворить любопытство. Тот же факт, что реализация его личных целей каким-либо образом способствовала общественным интересам, никак не снимает с него ответственности за нарушение границ частной собственности. 

В качестве смягчающего обстоятельства, Ваша честь, прошу учитывать признательные показания Печорина в содеянном. 

Уважаемый суд!

При назначении наказания Печорину Григорию Александровичу считаю необходимым учесть смягчающее обстоятельство, предусмотренное пунктом «з» части 1 статьи 61 УК РФ (аморальное поведение потерпевшего) по эпизоду об убийстве, а также наличие обстоятельств, предусмотренных пунктами «д, и» части 1 статьи 61 УК РФ (совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств либо по мотиву сострадания, активное способствование раскрытию и расследованию преступления) по эпизоду о проникновении в чужое жилище. 

В совокупности полученные доказательства, протоколы следственных действий, заключений экспертов, показания свидетелей дают основания утверждать, что Печорин имел умысел на совершение тяжких и особо тяжких преступлений из желания преодолеть скуку, то есть развлечься. Данный умысел подсудимый сам признает. Но в то же время совершение общественно опасных деяний с целью развлечения придает всем его поступкам особенно циничный характер. 

Прошу, уважаемый суд, объективными и беспристрастными глазами взглянуть на те опасные деяния, неопровержимые доказательства их совершения и учесть личностные качества подсудимого Печорина и его потенциальную опасность для окружающих. 

На основании вышеизложенного, учитывая сведения о личности подсудимого, а также то, что Печорин свою вину признал не по всем пунктам предъявленного обвинения, ущерб потерпевшим не возместил, обвинение просит суд провозгласить Печорину Григорию Александровичу обвинительный приговор, назначив ему наказание путем частичного сложения наказаний в виде 8 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима.

Следующее заседание по делу Печорина, в ходе которого защита представит свои доказательства и озвучит позицию, состоится 23 мая в 19.00.