Реформа МВД, о необходимости которой в апреле минувшего года выстрелами в московском супермаркете «Остров» красноречиво заявил теперь уже бывший майор милиции Денис Евсюков, пока вязнет в потоке инициатив разной степени революционности. Но уже сейчас очевидно одно: двухлетний переходный период, определенный президентским указом от 24 декабря прошлого года, позволит сделать преобразования более плавными. Говорить о том, что они пройдут еще и безболезненно, пока не приходится. Действия отдельных представителей милицейского сообщества этот неутешительный тезис пока лишь подтверждают.

 

Владимир Новиков, обозреватель РАПСИ

 

Всплеск всеобщего внимания к тому, что происходит в недрах российской милиции, действительно произошел именно после спонтанной охоты на людей, открытой доведенным стрессами и алкоголем до ручки Евсюковым. До этого момента у любых разговоров о необходимости перестроить МВД все же не было формального повода. Каждое происшествие, где милиционер выступал очевидным злодеем, воспринималось обществом как рядовая новость, которая касалась судеб исключительно потерпевших. Бывший начальник ОВД "Царицыно" наглядно показал, что границы привычной многим реальности легко раздвигаются.

Что со всем этим делать, как жить дальше, власти и общество так, похоже, до конца пока и не поняли. Обилие предложений и рассуждений о том, как именно обустраивать МВД, это наглядно показывает.

Страсть к разрушению

Радикальной части общества, впрочем, кажется, что ничего перестраивать и не надо. Никакая реформа не поможет, а система лечится разрушением до основания. Вместо существующего МВД, на взгляд сторонников "большевистского" решения проблемы, надо создать полицию, работать в которой будут сотрудники, не имеющие милицейского прошлого. На стороне радикалов выступили и некоторые депутаты, ранее особо не замеченные в любви к крайним мерам. Например, член генсовета "Единой России", депутат Госдумы юрист Андрей Макаров.

Куда при этом девать десятки тысяч действующих сотрудников, из которых, к слову, большинство - вполне нормальные и адекватные граждане своей страны, сторонники "окончательного" решения милицейского вопроса не задумались. Только поэтому предложения "взять и все поделить" следует считать, мягко говоря, непродуманными. Каким бы удручающе низкоквалифицированным профессионально и убогим чисто по-человечески не была бы сегодня часть кадрового состава милиции, его попадание прямиком на улицу без средств к существованию вызовет, если не гражданскую войну (тут стоит напомнить, что российская судебная практика упорно считает милицию отдельной социальной группой), то рост преступности. И не в разы, а сразу на порядок.

Согласитесь - предлагать еще вчера на легальных основаниях имевшему доступ к оружию человеку пройти курсы переподготовки и превратиться, к примеру, в электрика или автослесаря – значит потратить впустую государственные средства. А столько частных охранников стране в принципе не нужно. Поэтому поддержать привычное благосостояние в реальности многие бывшие милиционеры смогут только на "большой дороге".

Несладко в итоге будет всем. В том числе и тем, кто сейчас предлагает реформировать один из главных правоохранительных органов страны по рецептам печально известного булгаковского П.П. Шарикова.

Размножение делением

К счастью, разрушительным вирусом пока заразились далеко не все. Некоторым понятие "поделить" оказалось ближе.

С предложением разбить милицию на федеральную и муниципальную в начале недели выступили ряд сенаторов и членов Общественной палаты. По мнению спикера Совета Федерации Сергея Миронова, российская милиция должна быть преобразована в федеральную полицию, что позволит сделать всю реформу МВД эволюционной. При этом понятие "милиция", по замыслу лидера "Справедливой России", исчезнуть не должно. Ее главной задачей могла бы стать охрана правопорядка на муниципальном уровне.

Миронов предлагает обязать главу МВД отчитываться перед парламентом >>

К слову, создание федеральной полиции, если верить бывшему главе МВД и нынешнему руководителю Счетной палаты РФ Сергею Степашину, дело практически решенное. Правда, милицейское руководство от этой инициативы пока не в восторге. На взгляд заместителя министра внутренних дел Александра Смирного, дележ министерства на федеральных полицейских и «муниципалов» приведет к расслоению среди стражей порядка. Полицейские будут на довольствии федерального бюджета, тогда как местная милиция окажется на содержании региональных бюджетов, которые, за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и еще двух-трех субъектов РФ, довольно скудны.

Еще одно возможное нововведение на днях озвучил президент Адвокатской палаты Москвы Генри Резник. Он, ссылаясь на американский опыт, уверен: сотрудники милиции на "земле" (в первую очередь – участковые уполномоченные) должны быть подотчетны населению и им же, местными жителями, избираться. "Если участкового выбирают его соседи, он будет под контролем не начальства, а населения. Жители района смогут оценивать его работу и при необходимости его переизбрать", - резюмировал адвокат.

Многие эксперты видят в инициативе как минимум две проблемы, адекватных способов решения которых пока не найдено. Во-первых, не очень понятно, как в российских условиях сделать так, чтобы «шерифы» были подотчетны именно населению, а не местным властям. Во-вторых, пока трудно представить, как будет осуществляться на практике взаимодействие выхваченных из правоохранительной вертикали "муниципалов" с федеральными полицейскими. Нынешнее милицейское начальство вряд ли обрадуется появлению на местах сотрудников, зависящих исключительно от настроений простых граждан.

Переходный период

Какие из вышеперечисленных предложений впишутся в начатую реформу, пока точно не известно. Президентский указ №1468 от 24 декабря фактически ввел двухлетний переходный период. До 1 января 2012 года кадровый состав МВД должен быть сокращен на одну пятую. Милиции велено потихоньку ротировать руководящий состав и избавляться от несвойственных функций. Министр внутренних дел Рашид Нургалиев на заседании президиума Ассоциации юристов России одним из таких сильно мешающих полномочий назвал тотальный милицейский контроль над бизнесом.

ФССП готова забрать часть полномочий у МВД - директор ФССП >>

Уже в этом году также могут быть пересмотрены критерии оценки работы милиции: в руководстве МВД, наконец, поняли всю пагубность так называемой "палочной" системы, и планируют от нее постепенно отказываться. Вместе с кадровой чисткой совершенно логично ожидать увеличения в среднем по стране милицейских зарплат и обеспечения комплексного социального пакета сотрудников милиции.

Структурное реформирование МВД также, судя по всему, не за горами. По мнению первого заместителя Генпрокурора РФ Александра Буксмана, в милицейском главке следует создать специальную службу дознания. При этом функции предварительного следствия логично передать в единый Следственный комитет, вопрос создания которого, по всей видимости, принципиально уже решен.

Режим ожидания

Между тем ждать немедленных положительных результатов от инициированных президентом преобразований преждевременно. Более того – ситуация с "криминалом в погонах" пока видится едва ли не худшей, чем, скажем, пару лет назад. Даже на фоне "дела Евсюкова" гибель от рук милицейского подполковника в Москве водителя снегоуборочной машины или случившееся на днях убийство разнервничавшимся милиционером журналиста в Томске выглядят из ряда вон выходящими. Бросается в глаза и жестокость, с которой преступления были совершены, и причины, побудившие уже бывших сотрудников милиции сделать то, что они сделали.

В рамках реформы МВД некоторые представители юридической общественности сейчас рекомендуют руководству главка обратить внимание на то, как министерство позиционирует себя в глазах общества. Мол, если грамотно выстроить работу со СМИ, общество будет читать и слышать не только о "оборотнях" в погонах, а исключительно о настоящих профессионалах.

Не очень понятно, что в этом случае делать с населением, которое не считает сообщения СМИ истиной в последней инстанции. Мнение общества о ситуации в милиции вряд ли возможно изменить одними лишь сюжетами о героических буднях. Изменения в лучшую сторону возможны только при участии всех слоев общества, поскольку сотрудники милиции есть часть этого общества. Что бы там не говорили суды.