МОСКВА, 1 сен - РИА Новости. Экипаж сухогруза Arctic Sea мог, но не воспользовался имевшимися на борту маяками космической системы спасания КОСПАС/САРСАТ, предназначенной для обнаружения морских судов, терпящих бедствие в любой точке земного шара, заявил во вторник РИА Новости генеральный директор - генеральный конструктор НИИ космического приборостроения (НИИ КП) Юрий Урличич.

Сухогруз с российским экипажем из 15 человек после таинственного исчезновения в конце июля был обнаружен в Атлантике 16 августа. По данным следствия, Arctic Sea был захвачен восемью гражданами Эстонии, Латвии и России. Большой противолодочный корабль ВМФ РФ "Ладный" освободил экипаж судна без единого выстрела. Маяки КОСПАС-САРСАТ по каким-то причинам не были активированы экипажем.

"Глобальная система КОСПАС-САРСАТ предназначена для терпящих бедствие. На судне Arctic Sea наши аварийные маяки были, но они не были активированы, то есть, не включались экипажем, к которому и все вопросы. Значит, не было на борту чрезвычайной ситуации, в которой сам сухогруз и его команда подвергался бы риску. Человеческий фактор является решающим в любой ситуации, и если командир принял решение не использовать систему, то конечно, она и не работала", - отметил Урличич.

По его словам, в системе предусмотрен также и автоматический вариант активации.

"Если бы маяки оказались в воде, они активизировались бы сами, и сигнал спасания пошел бы на все приемные станции мира, и отвечающие за это службы немедленно приступили бы к спасательной операции. Но, как мы знаем, ситуация разрешилась благополучно, все моряки живы и здоровы, а маяки в воде так и не побывали и сигналов, соответственно, не подавали", - уточнил глава НИИ КП.

Одиннадцать членов экипажа освобожденного судна, которые по прибытии в РФ около десяти дней находились в Москве, уже вернулись на родину в Архангельск. Предполагаемые захватчики Arctic Sea арестованы.