Законодатели и юристы добиваются возможности обеспечить эффективную защиту персональных данных россиян во всех социальных сетях, а также предоставить каждому жителю нашей страны доступ к отстаиванию своих пользовательских прав с помощью отечественной судебной системы. Для этого интернет-компании – Facebook, Twitter и другие – должны будут открыть свои представительства в России. РАПСИ изучает предпосылки и перспективы этой инициативы.


Комиссия Московского отделения Ассоциации юристов России (АЮР) по правовому обеспечению цифровой экономики подготовила официальное заключение, в котором предлагается, помимо прочего, обязать иностранные IT-компании открывать свои представительства в России.

Ранее рабочая группа Общественной палаты РФ по защите прав пользователей в интернете предложила внести поправки в пять федеральных законов: об информации, о персональных данных, об иностранных инвестициях, в Кодекс об административных правонарушениях и в Налоговый кодекс. В частности, в российском законодательстве предлагается закрепить понятие «иностранная социальная сеть», а также соответствующие права, обязанности и санкции за их нарушение.

Кроме того, депутаты Сергей Боярский и Андрей Альшевских внесли в Госдуму законопроект, который предусматривает штрафы до 4 миллионов рублей за отказ сайтов удалить запрещенную информацию. К ответственности по нему могут быть привлечены любые компании, осуществляющие деятельность в России, даже если они расположены за рубежом. Однако в этом случае может возникнуть проблема со взысканием штрафа.

Facebook и Twitter

Подобный прецедент возник с участием Facebook и Twitter – долг первой компании по иску Роскомнадзора составляет более 3,9 миллиона рублей, второй – 4 миллиона рублей. В управлении по исполнению особо важных исполнительных производств ФССП России в данный момент лежат два исполнительных листа, по которым пока нет возможности оперативно взыскать долг.

Эти штрафы были наложены в 2019 году за нарушение российского законодательства о защите персональных данных, а именно: отказ хранить личную информацию россиян на территории РФ.

До настоящего момента не было никаких оснований ожидать, что компании пойдут на добровольное урегулирование проблемы. За пять лет после вступления в силу изменений в обновленный закон «О персональных данных» американские социальные сети не продемонстрировали желание соблюдать российские законы.

После того, как за аналогичный проступок была заблокирована соцсеть для установления деловых контактов LinkedIn (ее обвинили в незаконном сборе и передаче информации о гражданах без их согласия), представители Twitter обещали локализовать данные россиян в России к лету 2018 года. Но ничего не сделали. По прошествии этого срока, в декабре 2018 года, Роскомнадзор составил первый протокол об административном правонарушении в отношении сети микроблогов. В это же время административное производство было начато и в отношении Facebook.

Любопытно, что тогда действовал закон, предусматривавший взыскание за подобное правонарушение лишь до трех тысяч рублей. Однако даже такие мизерные штрафы (назначены в апреле 2019 года) представители Twitter попытались оспорить, настаивая, что российское законодательство не может применяться к иностранной соцсети. А представители Facebook вовсе проигнорировали решение суда.

За последующие десять месяцев, которые были даны компаниям на перенос серверов в Россию, соцсети не представили никакой информации о выполнении законных требований Роскомнадзора. После этого ведомство снова подало в суд и в 2019 году было вынесено решение суммарно на 8 миллионов рублей. Компании отреагировали так же, как и в прошлый раз.

Другие компании

Впрочем, определенную активность Facebook демонстрировал в 2018 году. Тогда в СМИ появилась информация, что компания завершила процедуру регистрации торговой марки в России и в следующем году, возможно, планирует открыть полноценное представительство в РФ.

Таким образом, с 30 декабря 2017 года (когда была подана заявка на регистрацию) бренд компании защищается российскими законами. При этом выполнять их со своей стороны не торопится. Всеми вопросами, связанными с работой Facebook в России, занимается представительство компании в Варшаве.

Надо заметить, что Facebook и Twitter являются скорее исключениями – большинство других зарубежных компаний выполнили требования российского законодательства. Например, компания Microsoft зарегистрировалась в качестве оператора персональных данных еще в 2016 году, представительство Apple (ООО «Эппл рус») – в 2018, свои серверы в нашу страну перенесли также eBay, PayPal и др.

Даже крупнейшая IT-компания Google не только перенесла серверы в Россию, но и оперативно выплатила присужденные штрафы за отказы от удаления запрещенной в России информации: в сумме около 1,2 миллиона рублей. После их оплаты компания начала, как минимум частично, фильтровать трафик по требованию Роскомнадзора.

Представители самой стремительно развивающейся в настоящий момент соцсети – TikTok – еще год назад заявили о готовности создать полноценное представительство в России. Компания готова выполнять российские законы, в том числе локализовать базы российских пользователей на серверных мощностях России.

Если Facebook и Twitter продолжат дальше игнорировать требования российских законов их может ждать то же наказание, что уже получили несколько зарубежных почтовых служб, например: ProtonMail, Startmail, Guerrillamail.com, Cock.li и Tutanota.com. Они заблокированы в России, так как в 2019 году через них злоумышленники массово рассылали ложные сообщения о минировании зданий в российских городах.

После таких санкций сотрудники ProtonMail за два дня удалили все аккаунты, с которых рассылались письма о минировании, и пообещали передать российским властям всю имеющуюся информацию о подписчиках после официального запроса в федеральную полицию Швейцарии.

Верховный суд

Правовой предпосылкой для реализации нынешней законодательной инициативы в отношении требований к зарубежным соцсетям является решение Верховного суда России.

В июле 2020 года высшая судебная инстанция сочла противоречащими нормам процессуального права выводы судебных инстанций об отсутствии у судов РФ компетенции по разрешению споров пользователей Facebook об удалении аккаунтов или блокировке контента.

Верховный суд отменил все нижестоящие судебные акты и указал, что при таких спорах, если субъект экономической деятельности осуществляет эту деятельность на территории РФ и обрабатывает персональные данные россиян, то российский суд может призвать эту компанию к ответственности. Реклама для пользователей РФ, которая приносит огромный доход соцсетям, безусловно, относится к таковой деятельности.

Данное решение суда полностью соответствует международному правовому требованию по достижению равноправия всех сторон. Когда одна из них явно слабее, закон должен предоставить ей особенную защиту. Кроме того, позволение зарубежным компаниям зарабатывать на российском рынке, не неся правовой ответственности, ставит в неравные условия местные и законопослушные иностранные компании. В этой связи, как отмечают эксперты, необходимы четкие правила игры на рынке цифровых услуг и устранение неравенства в правах между отечественными и зарубежными платформами.

В случае отказа выполнять российские законы и нести ответственность за правонарушения к зарубежным компаниям могут быть применены разные формы наказания: штраф через платежных агентов (с постепенным повышением его), наложение пени, ограничение рекламы (и соответственно доходов), замедление скорости трафика, частичная и временная блокировка (кратко-, среднесрочная), окончательная блокировка.

Зарубежный опыт

Важно заметить, что российская инициатива полностью соответствует европейским аналогам и даже более лояльна в отношении иностранных компаний, по сравнению с западными нормами.

За образец российского проекта был взят аналогичный закон, который работает в Германии. При этом максимальная сумма взыскания за отказ от локализации данных в России составляет 18 миллионов рублей, в то время как европейские штрафы могут составлять определенный процент от оборота компании (на практике они достигают 21 миллиона евро и способны быть выше).

Похожий законопроект в конце июля принял парламент Турции. Согласно нему, крупные соцсети обязаны иметь представительство в стране и выполнять требования по модерированию контента. Закон может вступить в силу с 1 октября этого года. В пояснительной записке к законопроекту авторы прокомментировали, что он необходим для борьбы с киберпреступностью и защиты пользователей, в том числе от травли в социальных сетях.

Надо заметить, что сложности с защитой персональных данных в Facebook – объективная и общепризнанная проблема. Только в декабре 2019 года данные 267 миллионов пользователей Facebook оказались в открытом доступе. В 2018 году «утекли» данные более 50 миллионов пользователей. В 2013 году стало известно, что Агентство национальной безопасности США имеет доступ к данным пользователей Facebook за пределами США.

Перспективы

Большинство экспертов сходятся в высокой оценке вероятности успешного убеждения всех крупных зарубежных компаний, представленных на российском рынке, открыть официальные представительства в нашей стране.

Как отметил «Российской газете» председатель Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения АЮР Александр Журавлев, «Россия очень привлекательная страна для ведения интернет-бизнеса: здесь высокая степень проникновения интернета, значительная доля пользователей мобильного интернета, мы в лидерах по активности пользователей на различных площадках, потреблению аудиовизуального и игрового контента».

Поэтому вряд ли мировые IT-компании захотят всерьез рисковать своим местом на столь перспективном рынке. Проблема может заключаться исключительно в политических требованиях их родных стран. Для облегчения преодоления этого препятствия российские законодатели способны предложить прогрессивные варианты компромиссов. Например, вместо открытия реальных офисов возможно создание «цифрового представительства» по аналогии с личным кабинетом налогоплательщика. Подобный опыт уже успешно реализован в Канаде и Израиле.

В любом случае, с большой долей уверенности стоит ожидать, что в ближайшее время российское государство найдет способ для эффективной защиты персональных данных своих граждан во всех популярных соцсетях. Ведь данная обязанность закреплена в одобренных обществом поправках в Конституцию.