Президент России Владимир Путин встретился с рабочей группой по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию. Глава государства отметил, что именно в ходе голосования по этому вопросу граждане смогут зафиксировать свое авторство закона. 

Ранее появилась информация, что всероссийское голосование по поправкам в Конституцию планируется провести в будний день, возможно 22 апреля. Его объявят выходным, чтобы россияне имели все возможности исполнить свой гражданский долг. В связи с этой новостью РАПСИ попросило экспертов оценить, какое значение голосование как демократический институт имеет для России.


На встрече с рабочей группой Путин заявил, что именно граждане определят судьбу поправок в Конституцию. «Для меня важно не то, в каких статьях что будет написано. Для меня важно, чтобы этот закон о поправках к Конституции вступил в силу только после подведения итогов всероссийского голосования, чтобы это был реальный плебисцит и чтобы именно граждане России были авторами этих поправок в Основной закон — вот что важно. А как вы там это пропишете, куда что поставите, где, какой указ подписать — это уже дело техники», — сказал президент.

Напомним, глава государства предложил внести изменения в Конституцию 15 января 2020 года. В Госдуму уже готовый законопроект со всеми названными им поправками он вснес 20 января, документ был единогласно принят в первом чтении через три дня. 

Любопытно, что само содержание поправок вызвало гораздо меньший резонанс, чем намерение вынести их на общероссийское голосование. Многие долгое время не могли понять смысл этого решения, предполагая, что принятие инициативы президента не требует народного одобрения. 

Действительно, закон не предусматривает такой процедуры. Референдум потребовался бы только в случае замены Конституции. Президент имеет все полномочия и возможности для оперативной актуализации Основного закона, для этого достаточно его понимания ситуации в стране и одобрения предложений первого лица депутатами. 

Однако Путин добровольно отдал решение по поправкам в руки граждан: закон будет подписан только после одобрения гражданами. Именно эта его принципиальная позиция и вызвала пересуды у некоторых экспертов.


«Нужно, чтобы люди пришли на пункты этого голосования и сказали, хотят они этого изменения или нет, чтобы граждане нашей страны фактически и были той окончательной инстанцией, которая или принимает этот закон о поправках, или отклоняет его. И только после того, как люди скажут свое слово, я его подпишу или не буду подписывать», — объяснял свое решение Путин.


Таким образом, получается, что сам формат принятия поправок в Конституцию оказывается едва ли ни самым важным и масштабным изменением в демократическом устройстве России. Граждане получают право напрямую участвовать в выборе сценария развития страны, заявить о потребности в переменах, либо о нежелании их.

Президент, высшая государственная власть, добровольно передает право окончательного вердикта простым гражданам. Это весьма необычный и многообещающий демократический опыт, который способен повлиять на национальный менталитет. Чувствуя свою личную ответственность за принятие решений государственного масштаба, а значит и ощущая необходимость разобраться в поставленном вопросе, люди не только превращаются в полноценных граждан, но и образуют гражданское общество. 

Эта трансформация заметна уже сейчас — в ходе широкой дискуссии вокруг изменений. Как отметил Путин, «чем больше людей будут вовлечены в этот процесс, тем более народной будет Конституция и поправки, которые мы предложили».

Этот контекст необходимо понимать для того, чтобы отличать значение грядущего голосования по поправкам от рядовых выборов. В данном случае речь идет скорее о гражданской инициации: участие в голосовании – это залог повышения уровня взаимной ответственности гражданина и государства, понимания происходящих в стране процессов каждым ее жителем, а также своей роли в них и следовательно — более обоснованного планирования своей жизни. 

Как отметил в комментарии РАПСИ адвокат Дмитрий Аграновский, «если не участвовать в голосовании, то и гражданином РФ тогда трудно называться. Своей инициативой президент активизировал общество – сейчас о Конституции говорят везде: на работе, в метро, в магазине, до этого они даже не думали об Основном законе. Таким образом, в общество вносится элемент политизации, что очень хорошо, это вовлекает людей в конституционный и демократический процесс. Стоит также отметить, что президент, безусловно, учтет мнение граждан, поэтому вдвойне важно голосовать», — утверждает Аграновский. 

Похожего мнения придерживается адвокат Алексей Мельников. Он отмечает исключительную значимость возможности, выпавшей на долю современников.


«Голосовать важно и очень нужно, потому именно с помощью этого процесса и проявляется народовластие, о котором говорится в Основном законе, где народ является главным субъектом. Не каждому поколению удается принять участие в столь серьезных изменениях, в частности, в принятии конституционного акта, как нам. Обществу необходимо выразить свое отношение по данному вопросу. Нельзя быть равнодушным — важно участвовать в управлении страной, а иначе непонятно: гражданин ты или нет?» — заявил РАПСИ Мельников.


Другим важным моментом является гораздо более широкое обсуждение поправок среди специалистов и в обществе, чем можно было бы ожидать только при парламентском их рассмотрении. 

Как объяснял Путин, благодаря такой широкой дискуссии люди станут ощущать себя сопричастными к этой работе. «Они будут чувствовать себя соавторами этого документа. Но именно поэтому я и предложил общероссийское голосование, что еще даже те, кто не принимал участие в этой дискуссии, приняли участие в том, чтобы окончательно утвердить предложенные поправки», — говорил президент.

Эксперты подтверждаю экстраординарный масштаб вездесущих дискуссий.


«Еженедельно я бываю в разных регионах, общаюсь с представителями общественных палат, гражданского сектора. Всюду проходит обсуждение поправок, направляются предложения в рабочую группу. По линии СПЧ буквально накануне были переданы предложения членов совета. Считаю, что послание президента активизировало общественную дискуссию и вокруг изменений в Конституцию, и вокруг актуальных проблем, волнующих наших граждан», — рассказал РАПСИ член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Александр Брод.


Эксперт убежден, что такое активное участие общества в обсуждении «показывает его возросшую активность и гражданскую заинтересованность в развитии государственного строительства, совершенствовании работы органов власти». «Граждане подходят не формально к процедуре голосования и примут участие в ней. Люди почувствовали, что от их мнения и голоса зависят перемены», — замечает Брод.

При этом, несмотря на масштаб дискуссий, мало у кого возникают сомнения насчет назревшей потребности актуализации закона, недавно отметившего свой юбилей.


«Сейчас мы живем в другой стране, нежели 26 лет назад, жизнь, конечно, изменилась, а Конституция — это живой организм, она должна следовать за временем, это свойственно и европейским странам. Хорошо, что президент запустил этот конституционный процесс и напомнил, что Основной закон — это не что-то «застывшее» и «закостенелое», а динамичное и развивающиеся», — отмечает, в частности, Аграновский.


Важно заметить, что трепетное отношение к сохранению текста Конституции в неизменном виде вовсе не является чем-то общепринятым. Конституции требуют развития вместе с обществом везде. В большинстве ведущих стран мира поправки в Основной закон вносятся регулярно и в гораздо больших объемах, чем в России. 

Так, например, в Конституцию США внесено уже 27 поправок. При этом стоит отметить, что за всю историю к принятию предлагалось почти десять тысяч поправок. Конституции штатов меняются значительно чаще — в девятнадцати штатах основной закон менялся не менее ста раз.

Для внесения поправок в американский Основной закон проведение референдума не предусматривается — соответствующая процедура описывается в статье V Конституции. Изменения могут быть внесены двумя способами. 

В первом случае не менее двух третей обеих палат конгресса могут предложить поправки, которые затем должны поддержать три четверти правительств штатов. Во втором случае две трети законодателей штатов могут потребовать созыва конституционной конвенции для внесения поправок, после чего три четверти правительств штатов должны их поддержать.

Поправки к Конституции Франции должны быть согласованы в обеих палатах парламента, после чего одобрены в ходе референдума. Впрочем, допускается принятие поправок и без проведения референдума. Зачастую этот процесс происходит молниеносно. Например, статус Конституционного совета Франции был изменен ровно за 30 дней. 

Похожая система действует и в Канаде, где поправки в Конституцию вносятся после их одобрения двумя третями парламентов провинций и большинством населения всей страны. Таким путем Конституция уже претерпела десяток изменений.

А, например, у такой демократической страны, как Великобритания, и вовсе отсутствует Конституция. Неписанный Основной закон формируют принимаемые парламентом акты, постановления судов и конвенции. Так что кардинально меняться эта «конституция» способна хоть каждый год без какой-либо возможности у общества как-то на это повлиять.